Общеразвивающая программа «Умники и умницы»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ
Рекомендовано к утверждению
Решением методического совета

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДО «Центр дополнительного
образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ

Протокол №4
От «01» сентября 2023г.

Е.Т. Цынгунова
«____01__»09____________2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умники и умницы»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 7-11 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

составлена
учителем начальных классов
первой категории
Тришиной О.П.

2023-2024 уч. год

Аннотация к рабочей программе
Педагог ПДО

Тришина Оксана Павловна

Срок реализации 2023- 2024
программы
Место в учебном
плане ОО

УМК

Цели и задачи

Общая
характеристика
учебного
предмета

Обязательная часть: __4,5___ ч.
Итого: количество часов в неделю ___4,5__, в год ___144___

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших
классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»
(модифицированной),
с использованием
методического пособия О.
Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014г.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на
основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у
ребенка происходит становление
развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и
необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных
ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как
к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы,
кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в
сложных ситуациях.

Основные
образовательные
технологии

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения
задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому
что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для
таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает
особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно
чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной,
насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия
другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в
следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых
задач..
При организации процесса обучения в рамках данной программы
предполагается применение следующих педагогических технологий
обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные.
Занятия строятся на принципах деятельностного обучения и включают
практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с
использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики
используют приёмы само- и взаимопроверки.

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в начальных классах
является
формирование следующих умений:
−
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
−
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в начальных классах являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
−
Проговаривать последовательность действий .
−
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
−
Учиться работать по предложенному учителем плану.
−
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
−
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
−
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
−
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
−
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
−
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
−
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
−
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
−
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
−
Слушать и понимать речь других.
−
Читать и пересказывать текст.
−
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
−
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса
в младших классах являются
формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных
на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать
выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально
подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов
у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы
отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и
возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких
занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины
и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры
из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгорит-мическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 4 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием
физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,
лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается
устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны
вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В
ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ,
ПАМЯТИ,
ВНИМАНИЯ,
ВООБРАЖЕНИЯ, мышления (10 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию
этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3 минуты)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут)
На данном этапе задания из области математики перемежаются с заданиями из
русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами, головоломками и так далее. Такое
чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить
оригинальные нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.
ОТДЫХ: упражнения для снятия глазного напряжения (2 мин.)
НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ (10-15 минут)
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность,
мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию
гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих
способностей у детей.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив,
то есть в зону актуального развития.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного
и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические
игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки
разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание
предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять
главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и
различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических
задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование
№
уроков
1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

Наименование
разделов и тем
Выявление
развития
восприятия,
воображения, памяти и
мышления.
(вводный
урок)
Развитие концентрации
внимания. Анаграммы.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Разгадываем
пиктограммы.
Развитие концентрации
внимания. Анаграммы.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Разгадываем
пиктограммы.
Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Разгадываем
и
составляем ребусы..
Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Разгадываем
и
составляем ребусы..
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Кодировка слов.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Кодировка слов.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Магические квадраты.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование

Характеристика основных
видов деятельности ученика

уровня Различать главное и существенное
внимания, на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.

Колво
часов

План
2

2
Выделять
завершать схемы.

закономерности,

2
Выделять
завершать схемы.

закономерности,

Анализировать
устанавливать
следственные связи.

ситуацию,
причинно-

Анализировать
устанавливать
следственные связи.

ситуацию,
причинно-

2

2

2
Называть предметы по описанию.

2
Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность
переключать, распределять
внимание
Демонстрировать способность
переключать, распределять
внимание

Дата

2

2

Факт

19-20

21-22

24-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

39-4041

мыслительных операций.
Магические квадраты.
Совершенствование
воображения.
Задания
по
перекладыванию спичек.
Совершенствование
воображения.
Задания
по
перекладыванию спичек.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие концентрации
внимания.
Развитие
мышления.
Тренировка внимания.
Развитие концентрации
внимания.
Развитие
мышления.
Тренировка внимания.
Развитие
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Логические
цепочки
чисел.
Развитие
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Логические
цепочки
чисел.
зрительной
• Тренировка
1
памяти.
0
Развитие
мышления.
Синонимы.
• Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Синонимы.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Комбинаторика.

Объяснять значение слов и
выражений.

Объяснять значение слов и
выражений.

Составлять
загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.

Составлять
загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету,
форме, размеру.

Различать предметы по цвету,
форме, размеру.

Описывать то, что было
обнаружено с помощью органов
чувств.

Описывать то, что было
обнаружено с помощью органов
чувств.

Составлять и преобразовывать
фигуры.

Составлять и преобразовывать
фигуры.

Объяснять значение слов и
выражений.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

42-43

Совершенствование
воображения. Задания по
Различать предметы по цвету,
перекладыванию спичек.

2

форме, размеру.

Демонстрировать
целенаправленное и осмысленное
наблюдение.

44-45

Различать предметы по цвету,
Совершенствование
воображения. Задания по форме, размеру.
перекладыванию спичек.

2

Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Разгадываем
и
составляем ребусы.

2

Демонстрировать
целенаправленное и осмысленное
наблюдение.

46-47

48-49

50-51

52-53

54-55

56-57

58-59

60-61

62-63

Разгадываем
составляем ребусы.

Определять на глаз размеры
предмета.

Определять на глаз размеры
предмета.

2

Демонстрировать чувство времени,
веса, расположенности в
пространстве

2

и Демонстрировать чувство времени,

2

Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Фразеологизмы.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Фразеологизмы.
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка внимания
Развитие мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка внимания
Развитие мышления.
Развитие
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Великое противостояние

веса, расположенности в
пространстве

2
Объяснять смысл крылатых и
метафорических выражений.

2
Объяснять смысл крылатых и
метафорических выражений.

Различать предметы по цвету,
форме, размеру.

Различать предметы по цвету,
форме, размеру.

Объяснять значение слов и
выражений.

2

2

2

антонимов.

64-65

66-67

68-69

70-71

Развитие
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Великое противостояние
антонимов.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Разгадываем
и
составляем изографы.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Разгадываем
и
составляем изографы.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Ударение
меняет
значение.

2
Объяснять значение слов и
выражений.

2
Составлять
загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.

2
Составлять
загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.

Определять главное и
существенное на основе
развивающих заданий и
упражнений, путем логических
задач и проведения дидактических
игр.

2

Определять главное и
существенное на основе
развивающих заданий и
упражнений, путем логических
задач и проведения дидактических
игр.

2

72-73

Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Ударение
меняет
значение.

74-75

Совершенствование
воображения. Задания по Объяснять закономерности.
перекладыванию спичек.
Судоку.
Совершенствование
воображения. Задания по Объяснять закономерности.
перекладыванию спичек.
Судоку.
Конкурс эрудитов.

2

Развитие
логического
Выделять черты сходства и
мышления.
различия
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
логического
Выделять черты сходства и
мышления.
различия
Совершенствование
мыслительных операций.

2

76-77

78
79-80

81-82

2

1

2

Развитие концентрации
внимания.
Развитие
мышления.
Танграм.
86-87- Тренировка внимания.
88
Развитие мышления.
Омонимы.
89-90 Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Задачи в стихах.
91-92 Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Задачи в стихах.
93-94 Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Танграм.
95-96 Тренировка зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Танграм.
97-98 Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Комбинаторика.
99-100 Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Комбинаторика.
101Совершенствование
102
воображения.
Задания
по
перекладыванию спичек.
103Совершенствование
104
воображения.
Задания
по
перекладыванию спичек.
105Развитие
логического
106
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Архаизмы.
Развитие
логического
мышления.
107-108
Совершенствование
мыслительных операций.
83-8485

3
Описывать признаки
геометрических фигур.
Находить и выделять признаки
разных предметов.

Узнавать предметы по их
признакам.

Узнавать предметы по их
признакам.

3

2

2

Давать описание предметов ,
явлений в соответствии с их
признаками.

2

Давать описание предметов ,
явлений в соответствии с их
признаками.

2

Ориентироваться в пространстве
листа.

2

Составлять
загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.
Ориентироваться в пространстве
листа.

2

Составлять загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.
Давать несложные
понятиям.

определения

Давать несложные
понятиям.

определения

Описывать то, что было
обнаружено с помощью органов
чувств.

Описывать то, что было
обнаружено с помощью органов
чувств.

2

2

2

2

Архаизмы.
Развитие концентрации
внимания.
Развитие
мышления.
Шарады.

Определять на глаз размеры
предмета. Демонстрировать чувство
времени, веса, расположенности в
пространстве

2

111112

Развитие концентрации Определять на глаз размеры
предмета. Демонстрировать чувство
внимания.
Развитие
мышления. времени, веса, расположенности в
пространстве
Шарады.

2

113114

Тренировка внимания. Анализировать
устанавливать
Развитие мышления.
следственные связи.
Омонимы.

ситуацию,
причинно-

2

115116

Тренировка внимания. Анализировать
устанавливать
Развитие мышления.
следственные связи.
Омонимы.

ситуацию,
причинно-

2

117118

Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Геометрические задачи.
Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Геометрические задачи.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие мышления.
Задачи на разрезание
фигур на одинаковые
части.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие мышления.
Задачи на разрезание
фигур на одинаковые
части.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.

109110

119120

121122123

124125126

127-128

Излагать свои мысли ясно и
последовательно.

Излагать свои мысли ясно и
последовательно.

2

2

Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.

3

Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.

3

2
Определять главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, путем логических задач
и проведения дидактических игр.

129-130

Развитие аналитических
способностей.
Определять главное и существенное
Совершенствование
на основе развивающих заданий и
мыслительных операций. упражнений, путем логических задач

2

и проведения дидактических игр.

131-132

Развитие
логического Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
мышления.
упражнений, сравнивать предметы.
Совершенствование
мыслительных операций.

2

133-134

Развитие
логического Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
мышления.
упражнений, сравнивать предметы.
Совершенствование
мыслительных операций.

2

135-136

Выявление
уровня Анализировать
развития
внимания, устанавливать
следственные связи.
восприятия,
воображения, памяти и
мышления
на конец
учебного года.
Конкурс эрудитов.

ситуацию,
причинно-

2

137-138

Выявление
уровня Анализировать
развития
внимания, устанавливать
следственные связи.
восприятия,
воображения, памяти и
мышления
на конец
учебного года.
Конкурс эрудитов.

ситуацию,
причинно-

2

139-140

загадки, небольшие
Развитие
логического Составлять
рассказы,
сочинять
сказки.
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.

2

Учебно-методические материалы
№
1.

2.

3.

4.

Автор, год издания
Название пособия
Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (9-10 лет)»

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]:
программа развития познавательных
способностей учащихся младших классов / Н.А.
Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т
повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов
образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и
умницы»)
Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х
ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго
поколения)
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения:
4 класс. ФГОС/сост. Е. В. Языканова. – 13-е изд.,
перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2018. – 126с.

Вид пособия
Методическое пособие для 4
класса
Программа развития
познавательных
способностей учащихся

Пособие для учителя

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся
№
1.

Автор, год издания
Холодова О., Москва:
РОСТ книга, 2010 г

Название пособия
«Юным умникам и умницам:
Задания по развитию
познавательных способностей (910 лет)»

Технические средства обучения
Компьютер, проектор

Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи, СD диски

1
2
3
4
5

Оборудование кабинета
Математические таблицы для начальной школы
Набор цифр
Набор геометрических фигур
Демонстрационный счетный материал
Предметные картинки

Вид пособия
Рабочие тетради в 2-х
частях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».