12.12.2018
11 декабря в зале заседаний Правительства Республики Бурятия состоялся круглый стол, где были подведены итоги работы, основные достижения и намечены перспективы развития системы дополнительного образования.
Центр «Эдельвейс» во главе с директором Басхаевой И.И. представили доклад-презентацию «Создание модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования в сфере профессионального самоопределения детей и подростков»:
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.
Целью развития системы дополнительного образования детей являются: сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей, в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Учреждения дополнительного образования оказывают услуги в интересах личности, общества, государства. Определены основные задачи работы учреждений дополнительного образования:
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
• выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
• профессиональная ориентация детей;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет;
• подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
• адаптация детей к жизни в обществе;
• формирование общей культуры детей;
• организация содержательного досуга детей;
• удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Одним из актуальных направлений развития системы дополнительного образования является профессиональное самоопределение личности, которое постепенно формирует внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития.
Согласно последним данным Росстата, в 2016-2018 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. По данным исследований экспертно- аналитического центра РАНХиГС и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), только 20% выпускников вузов идут работать по специальности, из них 54% в первый же год меняют сферу деятельности. Больше трех лет работают по специальности менее 30% из этих 20%. Причем более 70% студентов сожалеют о выбранной специальности уже на первом курсе. Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2017 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.
Одной из основных причин непрофильного трудоустройства является отсутствие системы профориентации в период обучения в школе. В школах профориентацией занимаются классные руководители и школьные психологи. Система профориентации в школах сводится к психологическому тестированию и внеклассной работе. В высших учебных заведениях в условиях дефицита абитуриентов профориентационная работа сводится к профессиональной пропаганде. Данная профориентационная работа является узконаправленной и необъективной, ВУЗы заинтересованы набором абитуриентов в рамках приемных кампаний, при этом ВУЗами, как правило, не учитываются интересы подростка. Между тем, максимальный эффект от профориентационной деятельности наступает при межуровневом взаимодействии образовательных учреждений.
Например, В Японии профориентирование начинается с седьмого класса. Каждый год учащийся должен опробовать себя в 16 профессиях, причем в самых разных областях: бизнес, сельское хозяйство и так далее. При этом ведётся специальный мониторинг деятельности учащегося, на основании которого затем даются рекомендации и предлагается индивидуальная программа по профессиональной самореализации. В отличии от России профориентация в Японии глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы.
Система дополнительного образования в городе Улан-Удэ имеется 17 подведомственных учреждений, которые охватывают около 20 тысяч детей, ориентированных на выбор профессии и жизненное самоопределение (прямо или косвенно).
На базе Центра дополнительного образования «Эдельвейс» города Улан-Удэ разработана модель сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования в сфере профессионального самоопределения детей и подростков г. Улан-Удэ. Данная модель имеет следующую структуру:
1 направление – Просветительское. (Проводится профессиональное просвещение учащихся и выпускников учебных заведений, знакомятся с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, с потребностями в квалифицированных кадрах, с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, с возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Вырабатывается сознательное отношение к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда).
2 направление – Психодиагностическое. (Оценивается психологический профиль школьника, производится оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям ребенка, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики в самоопределении детей и подростков).
3 направление – Консультативное. (Производится профессиональное консультирование об условиях приема в высшие учебные заведения и образовательные организации среднего профессионального образования. Обучающимся разъясняются требования нормативных документов, регламентирующих правила приема, предлагаются стратегии поступления и оказывается психологическая поддержка, способствующая снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. Данные мероприятия позволят не только решить проблему профессионального самоопределения подростка, но и в дальнейшем решат проблему трудоустройства выпускников в соответствии с выбранным направлением подготовки).
4 направление – Профессиональные пробы. (Профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии).
Профессиональные пробы осуществляются в летний период через трудоустройство несовершеннолетних через центр занятости населения. Профессиональные пробы на базе Авиационного завода под руководством опытных наставников прошли 40 ребят. Они приняли участие в озеленении и благоустройстве территории предприятия. Подросткам выдали спецодежду и провели вводный инструктаж. По окончанию профессиональных проб подростки 14-17 лет получили первую заработную плату и запись в трудовой книжке.
Также профессиональные пробы осуществляются в шести детских клубах центра «Эдельвейс» и лагере труда и отдыха «Чайка».
В рамках программы Центра «Эдельвейс» по профессиональному самоопределению личности, подростки старше 14 лет трудоустраиваются.
Прием на работу осуществляется согласно ТК РФ, заключаются срочные трудовые договора на определённый период, с указанием выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. При трудоустройстве проводятся вводные и на рабочем месте инструктажи по охране труда, технике безопасности, выдаются необходимые средства индивидуальной защиты (СИЗы). Под руководством педагогов, в качестве подсобных рабочих подростки занимаются уборкой территорий, административных и хозяйственных помещений, принимают участие в ремонте.
Ребята участвуют в сельскохозяйственных работах на опытном приусадебном участке лагеря «Чайка», где результатом является сбор овощей и зелени, консервация собственной продукции. По окончании каждой смены подросткам вручаются трудовые книжки. Эффективным стал опыт совместных мероприятий по привлечению обучающихся Межшкольного учебного центра г. Улан-Удэ на практику в качестве вожатых в летнее время на базе ЛТО «Чайка». Аналогичную работу ведут ГДДЮТ, Дома творчества города Улан-Удэ.
Хорошим вознаграждением за труд несовершеннолетних становится заработная плата, которая ежегодно финансируется Комитетом по образованию г. Улан-Удэ (субсидии на организацию трудовых смен). В 2018 году, благодаря совместным мероприятиям ЦЗН г. Улан-Удэ и Министерства здравоохранения РБ, организовано бесплатное прохождение медицинского осмотра несовершеннолетних. В среднем число трудоустроенных за год варьируется более 200 чел. Имеется система сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами, организациями профессионального высшего, среднего образования и иными ведомствами.
Таким образом, реализация модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования в сфере профессионального самоопределения детей и подростков на базе Центра «Эдельвейс» способствует становлению личности, формированию гражданской позиции, помогает ребенку осознать себя как гражданина России, открывает новые интересы и перспективы, связанные в первую очередь с социальной и общественной работой, развивает у молодежи стремление к самореализации и самосовершенствованию.
Предложения для обсуждения на круглом столе:
1. На современном этапе реформирования важна единая региональная программа по осуществлению системы профориентационной работы как части государственного (муниципального) задания.
2. Необходимо создать на базе центров дополнительного образования, домов творчества и других учреждений, отделы профориентации и профессионального самоопределения личности. Функционал будет сводиться к просветительской, психодиагностической, консультативной работе, включая школьников в профессиональные пробы с участием ЦЗН.
3. Требуется оснащение современным оборудованием (компьютеры, учебные тренажеры, интерактивные учебные средства обучения) центры дополнительного образования для вовлечения в профессиональные пробы учащихся.
4. Рассмотреть возможность финансирования на региональном уровне трудовой занятости несовершеннолетних граждан в учреждениях, на предприятиях.
Благодарю за внимание! Искренне поздравляю всех присутствующих со 100-летием системы дополнительного образования.
Скачать презентацию «Создание модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования в сфере профессионального самоопределения детей и подростков» https://goo.gl/R6kdhu
Скачать презентацию-видео «Центр «Эдельвейс» 2018» https://goo.gl/6okpF4
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2018
Дата обновления: 12.12.2018
Дата публикации: 12.12.2018