Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования «Эдельвейс»
г. Улан-Удэ
Принята на заседании
педагогического совета
от «2» сентября 2025 г.,
протокол № 1
«Утверждаю»:
Директор МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Цынгунова Е.Т.
Приказ № 1 «2» сентября 2025 г.
М.п.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Юный художник»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7 - 12 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Автор - составитель:
Норбоева Алина Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ, 2025 г.
Рекомендована
методическим советом
Протокол №
от «2» сентября 2025 г.
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАОУ ДО
ЦДО «Эдельвейс»
_______________О.И. Чернецкая
«2» сентября 2025 г.
при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол №
от « » ________2025 г.
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАОУ ДО
ЦДО «Эдельвейс»
_______________ О.И. Чернецкая
« » _________2025 г.
Внутренняя рецензия от:
1. Чернецкой Ольги Игоревны, зам директора по УМР МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную
категорию от:
Программа реализуется в МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» с 2025 г.
Программа переработана и дополнена:
в__________ г.
в ___________ г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•
Устав учреждения утв. Приказом Комитетом по образованию г. УланУдэ от 24.01.2025 г.№ 47.
https://maou-do-t.buryatschool.ru/file/download?id=8084
•
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных программ Центра дополнительного
образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ.
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/58/90/5890e249fddb3efd01
2f8234b891c22a.pdf
Актуальность: программа «Юный художник» учит раскрывать души детей
для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и
удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией,
философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является
необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь
именно оно раскрывает ребёнку мир реально существующей гармонии,
развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие
способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами
изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического
воспитания и художественного образования.
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Младшие школьники: 7-10 лет
Средние школьники: 10 – 12 лет
Младшие школьники: 7-10 лет: ведущей становится учебная деятельность.
В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается
объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие
особенности:
импульсивность,
желание
действовать
быстро
и
незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых
начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена
возрастная слабость волевой регуляции поведения.
Средние школьники: 10-12 лет. Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как
возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки
созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский
перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов
подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая
доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта
дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для
него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие,
сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению,
преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в
упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста
и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление
подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: заключается во
взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное
искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее
эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют
большое значение для обучения и воспитания детей. Работа с различными
материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности,
способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для
успешного обучения.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в
накапливании опыта понимания красоты.
Образовательные задачи:
1. обучить основам рисунка, живописи и композиции;
2. привить чувство вкуса, гармонии не только в изобразительной
деятельности, но и во взаимоотношениях, отношении к
окружающему миру.
Обучающие (предметные):
1. познакомить с видом творчества через исторические данные;
2. изучить основы вида творчества.
Воспитательные (личностные) –
1. создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками, в
командной работе над проектом, с педагогом;
2. наработать волевые качества характера: дисциплинированность,
усидчивость, аккуратность;
3. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализациюсамопрезентацию.
Развивающие (метапредметные) –
1. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание,
восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение;
2. развить
навыки:
целеустремлённости,
самоорганизации,
самостоятельности,
последовательности
процесса,
творческие
способности как результат воспроизведения.
Ожидаемые результаты:
1. умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику;
2. сформированность представлений о ведущих музеях России;
3. умение различать и передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к
природе, человеку, обществу;
4. умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового
искусства (в пределах изученного);
5. способность высказывать суждения о художественных особенностях
произведений, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях;
6. умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
7. проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов;
8. понимание значения искусства в жизни человека и общества.
Таблица 1.2.1
Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень
Знать
Знания
Знания
Знания
Уметь
Умения
Умения
Умения
Владеть
Навыки
Навыки
Навыки
Проявлять
Навыки
Навыки
Навыки
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Юный художник»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ Название раздела,
Количество часов
Формы
п/п
темы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1.
Рисунок
52
1.1
Вводное занятие,
инструктаж.
4
13
2
39
2
Опрос.
Проверка
Рисунок – основа
изобразительного
искусства.
Постановка руки.
Линия, штрих.
1.2
1.3
Цветоведение.
Цветовые оттенки
основных цветов.
Цветные
карандаши. Цвет
радости и цвет
печали.
2
2
4
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
1
5
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
6
1.4
Королева Кисточка
и волшебные
8
превращения
красок.
2
6
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
1.5
Праздник тёплых и
холодных цветов.
2
4
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
10
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
10
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
8
30
1
1
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
10
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
6
1.6
1.7
Птицы – наши
друзья. Учимся
рисовать птиц.
Весёлый зоопарк.
Учимся рисовать
животных.
2.
Живопись
2.1
Твоё настроение.
Рисуем дождь.
2.2
2.3
Хоровод лесных
растений.
6
12
12
38
2
12
Волшебная линия. 8
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2.4
Создаём красивые
узоры из точек.
2
10
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
12
2.5
На солнечной
опушке. Рисуем
4
солнце, солнечные
лучи.
1
3
3.
Композиция
12
40
3.1
Композиция.
Выделение
композиционного
центра.
2
6
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
1
3
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
4
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
4
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
1
3
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
10
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
2
10
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Пятно.
Удивительные
узоры на крыльях
у бабочек.
Форма. Мои
любимые игрушки.
Мир полон
украшений. Как
мазками
нарисовать
простые по форме
цветы.
Декоративные
узоры.
52
8
4
6
6
4
Орнамент.
12
3.7
Сказочная рыбка.
12
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
5
Заключительное
занятие
Итого:
1
1
2
144
Мини –
выставка с
рейтинговым
анализом работ
33 час. 111 час.
30%
70%
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие,
конкурс, мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
1. Рисунок (52 часа)
1.1. Вводное занятие, инструктаж. Рисунок – основа изобразительного
искусства. Постановка руки. Линия, штрих. (4 часа)
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого
года обучения. Основные формы работы. Правила техники безопасности в
изостудии.
Практика: Упражнения на пропорции, проведение линий
направлений, приёмы академического штриха с постановкой руки.
Форма контроля: Входной контроль ЗУН.
разных
1.2. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов. (4 часа)
Теория: Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом
работ.
1.3. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали. (6 часов)
Теория: Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практика: Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса
Осень», «Разноцветные ёжики».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ
1.4. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. (8 часов)
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы
кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила
работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик»,
«волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя,
жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практика: Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
1.5. Праздник тёплых и холодных цветов. (6 часов)
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла,
согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая
рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
1.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц. (12 часов)
Практика: Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте»,
«Сказочная птица».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
1.7. Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных. (12 часов)
Практика: Выполнение заданий: «Домашние животные», «Сказочный слон».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
2.1. Твоё настроение. Рисуем дождь. (2 часа)
Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы
постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые
красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой
краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении
чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
2.2. Хоровод лесных растений. (12 часов)
Теория: Работа с акварелью, гуашью.
Практика: Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
2.3. Волшебная линия. (8 часов)
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
2.4. Создаём красивые узоры из точек. (12 часов)
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги:
лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
2.5. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи. (4 часа)
Теория: Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности
художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия,
плоскостное мышление, двухмерность изображения.
Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное
солнце».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.1. Композиция. Выделение композиционного центра. (8 часов)
Теория: Выделение композиционного центра.
Практика: Рисование предметов природного мира.
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.2. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек. (4 часа)
Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен
от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.3. Форма. Мои любимые игрушки. (6 часов)
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые
игрушки».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.4. Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме
цветов. (6 часов)
Теория: Рисование простых цветов.
Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок»,
«Образ из пятна».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.5. Декоративные узоры. (4 часа)
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые
змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.6. Орнамент. (12 часов)
Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал.
Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента.
Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практика: Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы»,
«Цветочные гирлянды».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
3.7. Сказочная рыбка. (12 часов)
Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев.
Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая
сказка».
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
5. Заключительное занятие.
Теория: Проверка теоретических знаний обучающихся.
Практика: Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Форма контроля: Мини – выставка с рейтинговым анализом работ.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Норбоева Алина Александровна
Творческое объединение: Юный художник
Место проведения: МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс»
Форма занятия: очная
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
С 1 сентября для обучающихся второго и
последующих лет обучения
С 2.09.2025 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.202 г. (приказ №
от
)
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия
Количество
часов
Форма занятия Форма контроля
1.
Вводное занятие.
2 часа
Инструктаж по технике
безопасности.
Беседа.
2.
Рисунок-основа
2 часа
изобразительного
искусства. Постановка
руки.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
3.
Цветоведение.
Цветовые оттенки
основных цветов.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
4.
Королева Кисточка и
волшебные
превращения красок.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
5.
Праздник теплых и
холодных цветов.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
6.
Птицы – наши друзья. 2 часа
Учимся рисовать птиц.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
7.
Весёлый зоопарк.
Учимся рисовать
животных.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
8.
Твоё настроение.
Рисуем дождь.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
9.
Хоровод лесных
растений.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
10. Волшебная линия.
Мини – выставка
с рейтинговым
анализом работ.
11. Создаём красивые
узоры из точек.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
12. На солнечной опушке. 2 часа
Рисуем солнце,
солнечные лучи.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
13. Цветные карандаши.
Цвет радости и цвет
печали.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
14. Композиция.
Выделение
композиционного
центра.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
15. Пятно. Удивительные 2 часа
узоры на крыльях у
бабочек.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
16. Форма. Мои любимые 2 часа
игрушки.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
17. Декоративные узоры.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
18. Декоративные узоры.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
19. Орнамент.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
20. Сказочная рыбка.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
21. «Осенний букет»
2 часа
цветными мелками на
тонированной бумаге.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
22. «Дары осени»
фломастерами.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
23. «Мой друг-собака»
акварелью.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
24. Пейзаж «На лесной
полянке» акварелью.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
25. Пейзаж «Закат»
акварелью.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
26. Пейзаж «Лунная ночь» 2 часа
акварелью.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
27. Пейзаж «Берёзовая
роща».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
28. Натюрморт «Букет
осенних цветов».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
29. Композиция «Ветка с
яблоками».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
30. Натюрморт «Осенний 2 часа
урожай».
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
31. Композиция «Грибная 2 часа
полянка».
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
32. Домашние животные.
«На ферме».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
33. «Кошки» цветными
2 часа
Практическая Мини – выставка
с рейтинговым
карандашами.
работа.
анализом работ.
34. Рисование
растительного
орнамента.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
35. Русская народная
роспись «Хохлома».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
36. Русская народная
роспись «Городец».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
37. Русская народная
роспись «Дымково».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
38. Русская народная
роспись «Гжель».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
39. Живописная
композиция «Город
спит».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
40. Композиция «Зимний
ночной город».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
41. Композиция «Весёлый 2 часа
снеговик».
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
42. Композиция «Весёлый 2 часа
снеговик».
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
43. «Символ года».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
44. Композиция «Космос». 2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
45. «Нет войне!».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
46. «Моя мама».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
47. «Цветы и трава».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
48. «Цветы и бабочки».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
49. «В гостях у сказки».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
50. «Подводное царство». 2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
51. «Насекомые».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
52. «Откуда пришла
матрёшка».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
53. «Народные глиняные
игрушки».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
54. «В гостях у сказочных 2 часа
героев».
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
55. «Чистая планета».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
56. «Лягушки под
2 часа
Практическая Мини – выставка
с рейтинговым
весенним дождем».
работа.
анализом работ.
57. «Мы в цирке».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
58. «Волшебная птица
весны».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
59. «Любимый книжный
герой».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
60. «Пчела на цветке».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
61. «Сцена из
мультфильма».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
62. «Улица моего города». 2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
63. «Машина будущего».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
64. Натюрморт с тремя
предметами.
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
65. «Моя Родина».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
66. «Сказочный дом».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
67. «Мир эмоций».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
68. Композиция
2 часа
«Счастливое детство».
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
69. «Моя мечта».
2 часа
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
70. Оформление рисунков 2 часа
для выставки.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
71. Оформление рисунков 2 часа
для выставки.
Практическая Мини – выставка
работа.
с рейтинговым
анализом работ.
72. Заключительное
занятие.
Беседа.
2 часа
Мини – выставка
с рейтинговым
анализом работ.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
Площадь кабинета (зала):32кв.м
характеристика помещений для занятий по программе;
-Столы, мольберты, стулья, листы.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Информационное обеспечение
Ссылки:
-аудио
- видео
- фото
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются:
- Опросы, тесты
-Творческие работы на основе проектов
-Соревнования, конкурсы, выставки и фестивали.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)
Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Ссылка на папку (шаблоны, действующая
диагностика, мониторинг)
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
1.6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Список литературы включает основную и дополнительную учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные
пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы) оформляется в соответствии с требованиями к
оформлению библиографических ссылок.
На сегодняшний день действует: межгосударственный стандарт
ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления». Именно в соответствии с ним рекомендуется
составлять список литературы. Нормативные правовые акты
располагаются в соответствии с их юридической силой:
- Международные законодательные акты – по хронологии;
- Конституция РФ;
- Кодексы – по алфавиту;
- Законы РФ – по хронологии;
- Указы Президента РФ – по хронологии;
- Акты Правительства РФ – по хронологии;
- Акты министерств и ведомств в последовательности – приказы,
постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты
– по хронологии.
1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,
Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.
2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003
г.
4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития»,
2006 г.
6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение»,
2000 г.
9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц
Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные
работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург
«Аврора» 1991.
14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора»
1992.
15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева»,
Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
17.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный
театр». Москва «Росмэн» 2002.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008.
«Тестопластика»
19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва
«Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
21.Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.