Программа Байкаловедение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦДО «ЭДЕЛЬВЕЙС»

Принята на заседании

«Утверждаю»:

педагогического совета

Директор МАОУ ДО ЦДО

от «2» сентября 2025 г.,

«Эдельвейс»

протокол № 1

______________Цынгунова Е.Т.
Приказ № « 2 » сентября 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Байкаловедение»
Направленность: естественно-научная

Возрастная категория: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Пержакова Анастасия Михайловна,
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2025 г.

Рекомендована

«Согласовано»:

методическим советом

Зам. директора по УМР МАОУ ДО

Протокол № __

ЦДО «Эдельвейс»

от «__» ______ 2025 г.

_______________О.И. Чернецкая
«__» _______ 2025 г.

при внесении изменений

«Согласовано»:

в последующие годы:

Зам. директора МАОУ ДО ЦДО

Протокол №

«Эдельвейс»

от «» ________202 г.

_______________О.И. Чернецкая
«__» _______ 20__ г.

Внутренняя рецензия от:
ФИО (рецензента)_________________________________________________
Должность (рецензента)______________ ______________________________
Внутренняя рецензия от:
ФИО (рецензента)_________________________________________________
Должность (рецензента)_____________________________________________

Программа реализуется в МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» с 2025 г.
Программа переработана и дополнена:
в __________г.

Оглавление.

2

1. Комплекс

основных

характеристик

дополнительной

общеразвивающей программы …………………………………..
1.1. Пояснительная записка……………………………..................
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты……………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………..
2. Комплекс организационно педагогических условий ……………
2.1. Календарный учебный график……………………….………...
2.2. Условия реализации программы…………………………….
2.3. Формы аттестации ……………………………………………...
2.4. Оценочные материалы ……………………………………........
2.5. Методические материалы…………………………..................
2.6. Список литературы…………………………………………..

1.

Комплекс основных характеристик

дополнительной общеразвивающей программы
3

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Байкаловедение» (далее Программа)

реализуется

в

соответствии

нормативно-правовыми

документами:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/

•

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030

г.

и

плана

мероприятий

по

ее

реализацииhttps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400

•

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

•

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые

программы)».https://summercamps.ru/wp-

content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28.https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiyaotdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf

4

•

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

•

Устав МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс». ___________

•

Положение

о

разработке,

структуре

и

порядке

утверждения

дополнительной общеразвивающей программы.
Актуальность программы:
Важным аспектом устойчивого развития России является формирование
экологического мировоззрения у поколения, которое через 10-20 лет после
окончания средней школы будет принимать участие в экономическом развитии
государства. Озеро Байкал является крупнейшим природным объектом
всемирного наследия, природной и социокультурной ценностью, важным
звеном в экономическом развитии территории Байкальского региона.
В связи с этим, актуальность программы «Байкаловедение» заключается
не только в углублении знаний по географии, биологии и экологии, получении
личностных, метапредметных и предметных результатов, но и в формировании
региональных ценностных ориентиров, связанных с озером Байкал. Изучая
озеро Байкал, ученики 6-х классов будут иметь возможность расширить
полученные в начальной школе естественнонаучные и краеведческие знания и
компетентности.
Вид

программы:

Модифицированная.

Тематическая

разработка

программы осуществлена на основе программы «Введение в байкаловедение»
для основного общего образования (5 класс) в общеобразовательных и

5

инновационных учреждениях, авторы Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова, Т.Н.
Клементьева, Н.В. Стенина и на основе учебно-методического комплекта
«Байкальский сундучок», изданного в 2012 году Педагогическим институтом
Бурятского

государственного

университета

совместно

с

Байкальским

информационным центром «Грань», Программой развития Организации
Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС). Настоящий
комплект рекомендован Министерством образования и науки Республики
Бурятия в качестве учебного пособия в системе школьного и дополнительного
образования.
Направленность программы: естественнонаучная.
Отражение междисциплинарного подхода в части интеграции с
другими предметными областями знаний.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 г. в настоящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей

программе

естественнонаучной

направленности

отражение междисциплинарного подхода в части интеграции с другими
предметными областями знаний реализовано в процессе изучения конкретных
тем/разделов учебного курса.
Междисциплинарный подход в байкаловедении отражается в интеграции
с другими предметными областями знаний. В этом предмете чётко
прослеживаются связи таких дисциплин, как история, география, экология,
метеорология, геология и биология.
Например, Географическое положение Байкала, происхождение и
геологическое прошлое связано с предметом «география» и отражено в 1
разделе программы.
Свойства воды (минерализация, химический состав, температура,
прозрачность и т. д.) отражает с взяь со школьным предметом «химия» раздел «Вода Байкала» настоящей программы.
Междисциплинарная связь с курсом школьной биологии позволяет
углубить знания о флоре и фауне Байкала – раздел 6 «Кто в Байкале живет»

6

программы.
Интеграция экологии в программе «Байкаловедение» в разделе
«Человек и Байкал», где изучается экологическое состояние Байкала (вод,
животного и растительного миров, атмосферы), основные загрязнители.
Также междисциплинарный подход проявляется в том, что один объект
или даже одно какое-либо его свойство анализируется с помощью методов,
традиционно относящихся к различным дисциплинам.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей 13-16 лет,
проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля. В работе
объединения рассчитано использование познавательных игр, экскурсий,
диспутов, практической работы на местности, встречи с интересными
людьми.
Срок и объем освоения программы: Программа рассчитана на один год
обучения, 72 часа в год, 2 академических часа в неделю, академический час
равен 40 минутам.
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.
Особенности

организации

образовательной

деятельности:

разновозрастные группы.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель реализации программы:
Формирование

у

обучающихся

экологического

понятия

об

уникальности и целостности природных комплексов родного края, их
рационального использования; стимулирование творческой активности
ребенка, развитие индивидуальных задатков способностей, создание условий
для

самореализации

обучающихся

исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:

7

в

процессе

природоохранной

и

- расширить и углубить знания обучающихся дополняющих школьную
программу по биологии и экологии, географии;
- сформировать умения и навыки исследовательской работы в группе и
индивидуально;
- научить обучающихся пользоваться методиками по описанию природных
объектов;
- привлечь обучающихся к пропаганде бережного отношения окружающей
среды.
Развивающие:
- развивать стремление познавать природу родного края;
- сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества
и человека;
- способствовать формированию профессионального самоопределения
личности;
- развивать коммуникативные качества обучающихся;
- сформировать навыки работы с научной литературой, оформления
исследовательских проектов;
- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы
во время публичных выступлений;
- развивать ораторские способности обучающихся.
Воспитательные:
- привить нормы экологической этики нахождения в природной среде;
- содействовать развитию потребности общения с природой;
- побуждать к осознанному предпочтению природосберегающим технологиям
в выборе методов исследования;
- воспитание патриотических и эстетических чувств.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты и формы отслеживания образовательного процесса: К
концу первого года обучения дети должны знать:

8

•

особенности географического положения озера Байкал (широта, высота

над уровнем моря);
•

основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);

•

острова (перечислять, кратко характеризовать);

•

особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять,

приводить примеры);
•

возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины

землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);
•

современное

строение

котловины

озера

Байкал

(кратко

характеризовать);
•

водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской

воды (характеризовать на уровне общих представлений);
•

температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих

представлений);
•

история открытия озера Байкал, современные исследователи и

защитники Байкала (приводить примеры, кратко характеризовать);
•

разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его

побережье (перечислять, приводить примеры редких, эндемичных видов);
К концу первого года обучения дети должны уметь:
•

показывать на карте место расположения озера Байкал;

•

показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

•

находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

•

показывать направления основных течений на карте озера;

•

рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

•

работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты

по темам урока.
К концу второго года обучения дети должны знать:
•

основные жизненные функции важнейших групп растений и животных

озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых
отношений;

9

•

основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и

Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
•

как и когда человек появился на Байкале. Экологические традиции

народов Прибайкалья;
•

изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные

деятельностью человека (на уровне общих представлений);
•

виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко

охарактеризовать);
•

законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих

представлений);
•

важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и

кратко характеризовать);
•

отечественных и зарубежных исследователей Байкала;

•

топонимику Байкала;

•

творчество о Байкале;

•

современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко

характеризовать);
К концу второго года обучения дети должны уметь:
•

выполнять

несложные

наблюдения

и

практические

работы,

фиксировать их в рабочих тетрадях;
•

пользоваться

простейшими

измерительными

приборами

и

лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
•

составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

•

оценивать по определенным критериям степень воздействия человека

на озеро Байкал и его побережье;
•

составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за

природными процессами и явлениями, практической работы, материалов
учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и
подобранной самостоятельно.
Ожидаемые результаты программы и основные критерии эффективности:

10

Оценка полученных знаний и умений осуществляется по следующим
критериям:
- личностный рост и приобретение практических навыков;
- выполнение программной деятельности;
- творческий подход к деятельности;
- участие в жизни коллектива;
- регулярное посещение занятий кружка;
- степень самостоятельности выполнения работы;
- выступление с реферативными данными и творческими заданиями на
занятиях.

1.3. Содержание программы
«Байкаловедение»
Учебный план
№

Количество

Разделы курса

часов

1

Знакомимся с Байкалом

8

2

Легенды о Байкале

8

3

Первооткрыватели и исследователи Байкала

10

4

Кто и как изучает Байкал

12

5

Вода Байкала

6

6

Кто в Байкале живет

8

7

Человек и Байкал

8

8

Экскурсии и Научно-практическая

9

конференция
9

Резервное время

3

Итого: в том числе практических работ 8,
экскурсий 6 часов. НПК 3 часов.

1.3.

72

Содержание учебного плана

Раздел 1. Знакомимся с Байкалом

11

Общие сведения о Байкале. Предмет, изучаемый в курсе, его
уникальность: возраст, глубина, объем воды, «биологический образ Байкала»
- омуль, голомянка, байкальская губка, нерпа. Влияние природы Байкала на
творчество художников, писателей, поэтов, музыкантов. А.П. Чехов и В.Г.
Распутин о Байкале. Байкал в творчестве художника-пейзажиста Б.И.
Лебединского.
Географические особенности озера Байкал. Общие представления о
форме и размерах Байкала: протяженность, ширина, длина береговой линии,
горное окружение – пять горных хребтов. Сравнение Байкала с другими
пресноводными озерами Земли Великие озера Северной Америки, озеро
Танганьика, озеро Хубсугул.
Происхождение географических названий, местоположение на Байкале
населенных пунктов и известных географических объектов (Шаман камень,
Мыс Бурхан, Чивыркуйский залив, река Селенга и др.), связь географических
названий с местными народностями.
Байкал как великая ценность для граждан Байкальского региона,
России, всего мира. Общее биологическое разнообразие озера. Вода Байкала
как среда обитания и потенциальный питьевой ресурс. Зачем люди едут на
Байкал?
Практическая работа № 1. «Славное море, священный Байкал!».
Ознакомление с песнями, посвященными Байкалу на основе ресурсов
интернета.

Подготовить

презентацию

с

использованием

аудио-

и

видеозаписей.
Раздел 2. Легенды о Байкале
Художественная, историческая, научная ценность легенд. Отражение в
легендах знаний о природных явлениях, касающихся происхождения Байкала.
Сравнение представлений о происхождении Байкала древних и современных
людей. Легенда о Байкале и Ангаре. Легенды о народах Прибайкалья. Легенда
как способ передачи из поколения в поколение информации о природе и о
народах Прибайкалья.

12

Практическая работа № 2. «Легенда – важное послание из прошлого».
Выбрать

из

легенд,

представленных

в

учебном

пособии,

важную

информацию, которую создатели легенд хотели донести через поколения.
Представить ее в коротком сообщении.
Раздел 3. Первооткрыватели и исследователи Байкала
Условия, в которых жили и действовали первопроходцы в Сибири и на
Байкале. Первый Петр Головин, Матвей Глебов: первая карта-схема Байкала
в 1640-1641 годах по расспросным речам и упоминание о Байкале как о Ламу
(Ламу - «море» с эвенкийского). Курбат Иванов: 2 июля 1643 года с отрядом
казаков вышел на берег Байкала. Первый «Чертеж 7 Земли Сибирской» в 1667
году с указанием места положения озера Байкал. Картограф Семен Ремезов:
первая подробная карта озера Байкал в 1701 году.
17 век: Протопоп Аввакум. Николай Милеску Спафарий, описания
географических особенностей, изобилия природных ресурсов. 18 век: вклад
немецких ученых (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги).
19 и 20 век: вклад польских (Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, И. Д.
Черский) и российских (В.Ч. Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий,
М.М. Кожов, О.М. Кожова) ученых в исследования Байкала.
Практическая работа № 3. «Особенности личности ученыхисследователей Байкала 19 и 20-го веков». Ознакомиться с дополнительной
информацией о польских и российских ученых, условиях, в которых они жили
и становились известными учеными.
Раздел 4. Кто и как изучает Байкал
Кто «добывает» научные знания? Постановка и решение научной
задачи. Изобретения, открытия, патенты. Применение научных знаний на
практике на Байкале: разработка метода отбора и бутылирования байкальской
глубинной

воды;

высоковольтного

методика
кабеля

по

рыборазведения
дну

пролива

на

Байкале;

Ольхонские

укладка

ворота

для

электрификации острова Ольхон; научное обоснование замкнутого цикла
использования воды для Селенгинского целлюлозно-картонного комбината.

13

Научные организации Российской академии наук, изучающие Байкал:
институт

Земной

коры,

Институт

географии,

Институт

геохимии,

Лимнологический институт, Байкальский музей.
Байкальская «машина времени»: как и для чего изучают климат
прошлого на Байкале. Наука геология.
Многообразие «невидимок»: методы сбора, подсчета и изучения мелких
и микроскопических организмов. Сеть Джеди, батометр, дночерпатель, драга.
Микроскопы. «Живая» математика: как подсчитать количество рыбы и нерпы
на Байкале. Омуль: контрольные отловы сетями в устьях притоков во время
нереста. Эхолотирование (акустический метод). Методы учета логовищ нерпы
на льду: маршрутный, метод аэрофотосъемки. Подводные исследования.
Изучение подводного мира аквалангистом – исследователем. Научные задачи
в подводных исследованиях.
Дистанционные наблюдения за природой подводного и наземного мира
Байкала. Проект Байкальского музея «Байкал в режиме реального времени»:
наблюдения за лежбищем нерпы, погодными условиями на Ушканьих
островах,за природными явлениями и объектами на различных глубинах (5 м,
200 м и т.д.). Задачи и показатели удаленных наблюдений на Байкале.
Практическая работа № 4. «Возможности Байкальского музея в
дистанционном изучении озера Байкал». Работа с сайтом Байкальского музея
bm.isc.irk.ru, ознакомиться с проектом «Байкал в режиме реального времени»,
описать биологические объекты, за которыми ведутся наблюдения.
Раздел 5. Вода Байкала
Формирование байкальских вод. Притоки постоянные и временные.
Первый учет притоков Байкала. И.Д. Черский. Сколько притоков Байкала?
Характеристики байкальской воды. Содержание минеральных веществ.
Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал – «фабрика чистой воды».
Роль живых организмов в поддержании чистоты байкальской воды.
Характеристики байкальской воды для питьевых целей.

14

Практическая работа № 5. «Физические и химические характеристики
воды». Изучить информацию о байкальской воде в учебном пособии и
установить отличия от обычной питьевой и морской воды. Составить таблицу,
в которой отразить сравнительные характеристики.
Раздел 6. Кто в Байкале живет
Кто в Байкале пищу для его обитателей производит: водоросли и
бактерии – источники питания байкальских мельчайших животных. Примеры
массовых планктонных водорослей – эндемиков: диатомовые водоросли.
Донные крупные водоросли - макрофиты Примеры донных водорослей –
эндемиков: драпарнальдия. Роль водорослей и бактерий в пищевых цепях
обитателей озера.
Кто в Байкале воду очищает? Беспозвоночные животные: эпишура,
байкальские губки, гаммариды, моллюски, черви. Общая характеристика,
участие беспозвоночных в фильтрации воды и переработке органического
вещества, оседающего на дно озера. Позвоночные животные: рыбы, нерпа.
Общая характеристика. Эндемизм.
Пищевые цепи в озере Байкал: кто кого ест? Пастбищная и детритная
пищевые цепи в толще воды. Главные участники пастбищной цепи:
фитопланктон, эпишура, макрогектопус, рыбы длиннокрылка, желтокрылка,
голомянка, омуль, нерпа. Главные участники детритной цепи: гаммарусы,
потребляющие мертвое органическое вещество, бактерии черви, моллюски.
Практическая работа № 6. «Байкал - фабрика чистой воды». На основе
работы с пособием составить таблицу «работников» на байкальской «фабрике
чистой воды» и описать активность каждого «работника» по очистке воды.
Раздел 7. Человек и Байкал
Загрязнители и загрязнения. Виды загрязнений и загрязнителей воды,
почвы и воздуха. Химические загрязнения: азот и фосфор, кислоты, тяжелые
металлы, нефть и нефтепродукты.
Биологические

загрязнения:

болезнетворные

чужеродные виды растений и животных.

15

микроорганизмы,

Физические загрязнения - парниковый эффект. Тепловое загрязнение:
побочный продукт работы тепловых электростанций - нагретые воды,
сбрасываемые в водоемы.
Точечные

источники

загрязнений.

Распределенные

источники

загрязнений. Как загрязненные воды возвращаются к человеку. Как
предотвратить загрязнения окружающей среды: сбор, очистка и переработка
загрязнителей: канализация, очистные сооружения, переработка отходов. В
чем ценность отходов? Мировой опыт переработки отходов.
Основные источники загрязнения на Байкале: отходы на территории
закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Загрязнение
озера бытовыми отходами. Загрязнения, поступающие в озеро с притоками.
Загрязнения от водного транспорта. Загрязнения от Транссибирской
железнодорожной магистрали. Биологические загрязнения на Байкале
(канадская элодея, рыба ротан-головешка).
Какую пользу и какой вред приносят Байкалу туристы и отдыхающие?
Правила для каждого: что остается на Байкале и что мы обязаны увезти с
собой после посещения Байкала: органические отходы, металлическая тара,
пластиковая упаковка, синтетические моющие средства.
Как вы можете помочь сохранить Байкал чистым. Как работает
Росприроднадзор и Байкальская природоохранная прокуратура. Каковы
причины того, что человек сам разрушает окружающую природную среду,
которая ему жизненно необходима?
Практическая работа № 7. «Кто загрязняет Байкал?». На основе
работы с учебным пособием составить таблицу источников загрязнения
Байкала и указать загрязнения, поступающие в озеро из этих источников.
Практическая работа № 8. «Минимизация влияния туристической
деятельности на Байкал». Составить перечень видов отрицательного влияния
на Байкал туристов, владельцев гостиниц, населенных пунктов. Составить
перечень мер, которые бы уменьшили отрицательное влияние на Байкал и

16

одновременно стали бы источником доходов для тех, кто эти меры будут
применять.
Раздел 8. Экскурсии. Научно-практическая конференция
1. Экскурсия как форма организации учебного процесса, направлена на
усвоение учебного материала и проводится вне школы и включается
в систему уроков, является важной частью учебного процесса.
Конкретизируется программный материал, расширяется кругозор и
углубляются знания обучающихся.
Цель экскурсии: научно-познавательная
Темы экскурсии: - «Ознакомление с биологическим разнообразием
озера Байкал в аквариумных экспозициях. Ознакомление с обитателями
прибрежной и глубоководной зоны озера Байкал». - «Изучение влияния
человека на побережье и прибрежное мелководье озера Байкал».
После проведения экскурсии важно закрепить полученные результаты
в виде отчета, обсуждения увиденного. Целесообразно закрепить
дополнительные знания, полученные от экскурсовода, и мотивировать
обучающихся сгенерировать возможные темы для научно-практических
работ, связанные как с изучением биологического разнообразия, так и с
охраной озера Байкал.
2. Научно-практическая конференция по итогам изученной программы.
Цель – закрепление изученного материала через содержание выбранной
в процессе обучения конкретной темы, использование полученных знаний в
практической деятельности.
Мотивация на природоохранную деятельность осуществляется путем
включения обучающихся в научно- практическую проектную деятельность
при использовании программы «Введение в байкаловедение». Обучающиеся
в течение учебного года выбирают свой проект, и в конце обучения защищают
его на научно-практической конференции.
Примерное тематическое планирование программы
«Байкаловедение»

17

Содержание учебного занятия

№

Основные виды

Методические

деятельности

рекомендации

п/п

обучающихся

Знакомимся с Байкалом 8 часов

1.

Знакомимся с Байкалом Общие Проблемный
сведения о Байкале. Предмет, Почему
изучаемый

в

программе,

урок. Работа

Байкал

его отнесен

к

был анализ

воды,

образ

Байкала»

-

видеосюжета,

омуль, Практическая работа № изображения
«Славное

нерпа. Влияние природы Байкала священный
творчество

информации,

«биологический природного наследия? обсуждение

голомянка, байкальская губка, 1.
на

текстом,

объекту просмотр,

уникальность: возраст, глубина, Всемирного
объем

с

картин

море, Бориса Лебединского,

Байкал!». работа со словарными

художников, Ознакомление

с словами.

писателей, поэтов, музыкантов. песнями,
А.П. Чехов и В.Г. Распутин о посвященными
Байкале. Байкал в творчестве Байкалу,
художника-пейзажиста

с

Б.И. использованием

Лебединского.

возможности интернет
ресурсов. Подготовить
презентацию

с

использованием аудиои видеозаписей.
2.

Географические особенности озера

Комбинированный урок.

Работа с картами,

Байкал. Географические особенности В чем уникальность

характеристика

озера Байкал. Общие представления о физико-географических

географического

форме и размерах Байкала:

характеристик Байкала?

протяженность, ширина, длина

положения озера
Байкал, заполнение

береговой линии, горное окружение –

таблицы.

пять горных хребтов. Сравнение
Байкала с другими пресноводными
озерами Земли Великие озера
Северной Америки, озеро Хубсугул.

3.

3. Происхождение географических

Урок с использованием

Составление словаря,

названий. Происхождение

частично-поискового

работа с текстом, работа

географических названий,

метода. Рассмотрение

с картой.

местоположение на Байкале

происхождения слова

18

населенных пунктов и известных

Байкал. Его значение.

географических объектов (Шаман

Работа с картами по

камень, Мыс Бурхан, Чивыркуйский

географическим

залив, река Селенга и др.), связь

объектам, имеющих

географических названий с местными названия, связанные с

4.

народностями.

Байкалом.

В чем ценность Байкала? Байкал как

Урок с использованием

Анализ информации;

великая ценность для граждан

частично-поискового

составление таблицы,

Байкальского региона, России, всего

метода.

работа с рисунками.

мира. Общее биологическое
разнообразие озера. Вода Байкала как
среда обитания и потенциальный
питьевой ресурс. За чем люди едут на
Байкал?

Легенды о Байкале 8 часов

5.

Легенды о происхождении Байкала

Урок-путешествие с

Чтение текста,

Художественная, историческая,

литературными героями.

обсуждение главных

научная ценность легенд. Отражение

героев, работа с картой.

в легендах знаний о природных
явлениях, касающихся
происхождения Байкала. Сравнение
представлений о происхождении
Байкала древних и современных
людей.

6.

Легенды об озере Байкал и реке

Комбинированный урок.

Чтение текста,

Ангаре. Легенда о Байкале и Ангаре

Знакомство с легендой о

обсуждение образов

Байкале и Ангаре.

главных героев, работа с
картой.

7.

Знакомство с легендами о

Урок-исследование.

Чтение текста,

Прибайкалье. Легенды о народах

Работа с информацией.

обсуждение образа

Прибайкалья.

Смысловое чтение.

главных героев, работа с
картой, выполнение
рисунков.

8.

Легенды о происхождении озера

Проблемный урок.

Байкал. Легенда как способ передачи Почему так много легенд
из поколения в поколение

сложено о Байкале?

информации о природе Байкала и о

Практическая работа № 2.

народах Прибайкалья.

«Легенда – важное

19

Работа с информацией,
составление интеллектсхемы

послание из прошлого».
Выбрать из легенд,
представленных в
учебном пособии,
важную информацию,
которые создатели легенд
хотели донести через
поколения. Представить
ее в коротком сообщении.
Первооткрыватели и исследователи Байкала 10 часов

9.

История освоения Байкала. Условия, Комбинированный урок.

Работа с литературой,

в которых жили и действовали

Подвиг землепроходцев

сообщения

первопроходцы в Сибири и на

Сибири. Первые карты

обучающихся, работа с

Байкале. Первый Петр Головин,

Байкала.

картами, работа с

Матвей Глебов: первая карта-схема

контурными картами.

Байкала в 1640-1641 годах по
расспросным речам и упоминание о
Байкале как о Ламу (Ламу - «море» с
эвенкийского).

10. История освоения Байкала. Курбат

Комбинированный урок.

Работа с литературой,

Иванов: 2 июля 1643 года с отрядом

Развивать уважительное

сообщения

казаков вышел на берег Байкала.

отношение к деятелям

обучающихся, работа с

Первый «Чертеж Земли Сибирской»

науки и к истории

картами, работа с

в 1667 году с указанием места

человечества; Понимать

контурными картами.

положения озера Байкал. Картограф

ценность труда в жизни

Семен Ремезов: первая подробная

человека и общества.

карта озера Байкал в 1701 году.

11. Первые описания Байкала. 17 век:

Комбинированный урок.

Работа с литературой,

Протопоп Аввакум. Николай

Работа с информацией.

сообщения

Милеску Спафарий, описания

Смысловое чтение.

обучающихся, работа с

географических особенностей,

картами, работа с

изобилия природных ресурсов.

контурными картами.

12. Исследования Байкала в 18 веке. 18

Комбинированный урок.

Работа с литературой,

век: вклад немецких (Д.Г.

Работа с информацией.

сообщения

Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С.

Смысловое чтение.

обучающихся, работа с

Паллас, И.Г. Георги).

картами, работа с
контурными картами.

20

13. Исследования Байкала в 19 и 20

Практическая работа № 3.

Поиск информации,

веках. 19 и 20 век: вклад польских

«Особенности личности

анализ полученной

(Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский,

ученых-исследователей

информации.

И. Д. Черский) и российских (В.Ч.

Байкала 19 и 20-го

Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин,

веков». Ознакомиться с

Г.И. Галазий, М.М. Кожов, О.М.

дополнительной

Кожова) ученых в исследования

информацией о польских

Байкала.

и российских ученых,
условиях, в которых они
жили и становились
известными учеными.
Групповые формы работы
Кто и как изучает Байкал 12 часов

14. Кто изучает Байкал. Кто «добывает» Проблемный урок.

Поиск и анализ

научные знания? Постановка и

Познакомиться с

необходимой

решение научной задачи.

организациями,

информации,

Изобретения, открытия, патенты.

изучающими Байкал.

заполнение таблиц.

Применение научных знаний на

Понять значение

практике на Байкале. Научные

терминов, запомнить их.

организации Российской академии

Понимать, с какой целью

наук, изучающие Байкал: институт

оформляются патенты на

Земной коры, Институт географии,

изобретения и открытия.

Институт геохимии,
Лимнологический институт,
Байкальский музей.

15. Байкальская «машина времени». Как Проблемный урок уметь
и для чего изучают климат прошлого найти информацию о

Чтение текста, поиск
ответов на проблемные

на Байкале. Байкальская «машина

климате Байкала.

вопросы, составление

времени»: Цели и задачи изучения

Обогатить знания о

интеллектсхемы.

климата прошлого на Байкале. Наука климате прошлого и
геология.

современных методах
изучения климата и
геологии озера Байкал.

16. Многообразие «невидимок». Методы Практическое
отлова, подсчета и изучения мелких и ознакомление с методами

Работа с текстом,
рисунками учебника,

микроскопических организмов.

проведения научных

использование для

Многообразие беспозвоночных

исследований и

изучаемых объектов.

животных на Байкале, методы сбора, оформление их

21

подсчета и изучения мелких и

результатов.

Решение

микроскопических организмов. Сеть

Ознакомиться с методами

математических задач.

Джеди, батометр, дночерпатель,

отлова, подсчета и

драга. Микроскопы.

изучения
микроскопических
организмов Получение
новых знаний с помощью
математических расчетов.

17. «Живая» математика. Сколько нерпы Интегрированный урок с

Работа с текстом,

и рыбы на Байкале. «Живая»

математикой Учим

решение

математика: как подсчитать

раскрывать суть методов

математических задач

количество рыбы и нерпы на

определения численности

экологического

Байкале. Омуль: контрольные отловы нерпы и рыбы Байкала,
сетями в устьях притоков во время

решать математические

нереста. Эхолотирование

задачи.

содержания.

(акустический метод). Методы учета
логовищ нерпы на льду:
маршрутный, метод аэрофотосъемки.

18. Путешествия в глубины Байкала.

Урок-путешествие.

Составление «ленты

Подводные исследования.

Определять

глубины» для изучению

Подводные исследования.

существенные признаки

глубин Байкала.

Исследования подводного мира

различия оборудования

аквалангистом – исследователем.

водолазов и

Исследовательские задачи в

аквалангистов. Уметь

подводных исследованиях.

различать виды
подводных работ.

19. Байкал из любой точки Земли.

Практическая работа №4.

Наблюдения за

Дистанционные наблюдения.

«Дистанционные

животными в режиме

Дистанционные наблюдения за

наблюдения за природой

онлайн, составление

природой подводного и наземного

подводного и наземного

дневника наблюдений.

мира Байкала. Проект Байкальского

мира Байкала»

музея «Байкал в режиме реального

Определять виды

времени»: наблюдения за лежбищем

оборудования и средств

нерпы, погодными условиями на

связи, используемых для

Ушканьих островах, за природными

наблюдения и изучения

явлениями и объектами на различных природы на примере
глубинах (5 м, 200 м и т.д.). Задачи и озера Байкал.
Практическая работа № 4.

22

показатели удаленных наблюдений

«Возможности

на Байкале.

Байкальского музея в
дистанционном изучении
озера Байкал». Зайти на
сайт Байкальского музея
bm.isc.irk.ru,
ознакомиться с проектом
«Байкал в режиме
реального времени»,
описать биологические
объекты, за которыми
ведется наблюдения.
Вода Байкала 6 часов

20. 1. Формирование вод Байкала

Комбинированный урок.

Работа с текстом ,

Формирование байкальских вод.

Знать: притоки

физической и контурной

Притоки постоянные и временные.

временные и постоянные.

картой.

Первый учет притоков Байкала. И.Д. Понимать причины, по
Черский. Сколько притоков Байкала? которым невозможно
оценить точное число
притоков озера Байкал

21. Характеристики байкальской воды.

Практическая работа № 5.

Анализ воды,

Характеристики байкальской воды.

«Физические и

составление отчета по

Содержание минеральных веществ.

химические

практической работе.

Прозрачность. Насыщенность

характеристики воды».

кислородом.

Изучить информацию о
байкальской воде
вучебном пособии и
отличии от обычной
питьевой и морской воды.
Составить таблицу, в
которой сравнить эти
характеристики.

22. Байкал – «фабрика чистой воды».

Комбинированный урок

Работа с текстом,

Роль живых организмов в

Уметь определять роль

составление интеллект -

поддержании чистоты байкальской

низкой температуры,

схемы.

воды. Характеристики байкальской

растений и животных

воды для питьевых целей.

Байкала в поддержании
высокого содержания

23

кислорода и
прозрачности
байкальской воды.
Кто в Байкале живет 8 часов

23. Кто в Байкале для его обитателей

Комбинированный урок.

Работа с текстом,

пищу производит. Водоросли и

Оценивать роль

словарная работа,

бактерии – источники пищи для

водорослей в создании

заполнение таблицы,

байкальских мельчайших животных. органического вещества -

составление интеллект-

Примеры массовых планктонных

схемы.

источника пищи для

водорослей – эндемиков: диатомовые обитателей Байкала.
водоросли. Донные крупные
водоросли - макрофиты Примеры
донных водорослей – эндемиков:
драпарнальдия. Роль водорослей и
бактерий в пищевых цепях
обитателей озера

24. Кто в Байкале воду очищает.

Практическая работа.

Беспозвоночные животные: эпишура, Уметь объяснять

Работа с текстом,
биологическими

байкальские губки, гаммариды,

механизмы участия

объектами, составление

моллюски, черви. Общая

живых организмов в

таблицы, выполнение

характеристика, участие

очищении байкальской

рисунков.

беспозвоночных в фильтрации воды

воды. Практическая

и переработке органического

работа № 6. «Байкал -

вещества, оседающего на дно озера.

фабрика чистой воды».
На основе работы с
пособием составить
таблицу «работников» на
байкальской «фабрике
чистой воды» и описать
активность каждого
«работника» по очистке
воды.

25. Какие позвоночные животные

Комбинированный урок.

Работа в группах по

встречаются только в Байкале

Уметь дать

составлению

Позвоночные животные: рыбы,

характеристику

характеристики

нерпа. Общая характеристика.

единственному

позвоночных животных

Эндемизм

млекопитающему

по плану. Взаимооценка

Байкала нерпе;

24

определять уникальность

представлений

Байкала по

групповых работ.

представителям
егоэндемичной фауны рыбам и нерпе.

26. Пищевая цепь: кто кого ест в

Практическая работа.

Составление причинно-

Байкале. Пищевые цепи в озере

Приобрести умение

следственных связей и

Байкал: кто кого ест? Пастбищная и

определять роль

зависимостей между

детритная пищевые цепи в толще

обитателей Байкала в

объектами, составление

воды. Главные участники

круговороте

пищевых цепочек в виде

пастбищной цепи: фитопланктон,

органического вещества.

рисунков.

эпишура, макрогектопус, рыбы

Практическая работа №6

длиннокрылка, желтокрылка,

«Пищевые цепи в толще

голомянка, омуль, нерпа. Главные

воды»

участники детритной цепи:
гаммарусы, потребляющие мертвое
органическое вещество, бактерии
черви, моллюски.
Человек и Байкал 8 часов

27. Влияние хозяйственной деятельности Урок- исследование.

Работа с текстом,

на окружающую среду Загрязнители

Классифицировать виды

словарная работа,

и загрязнения. Виды загрязнений и

загрязнений и

составление таблицы.

загрязнителей воды, почвы и воздуха. загрязнителей; понимать
Химические загрязнения: азот и

причины роста

фосфор, кислоты, тяжелые металлы,

загрязнения окружающей

нефть и нефтепродукты.

среды, различать

Биологические загрязнения.

точечные и

Физические загрязнения. Тепловое

распределенные

загрязнение.

источники загрязнений.

28. Источники загрязнения озера Байкал. Урок – экскурсия.

Просмотр

Основные источники загрязнения на

Практическая работа № 7.

видеосюжетов, работа с

Байкале: отходы на территории

«Кто загрязняет

текстом, составление

закрытого Байкальского

Байкал?». На основе

таблицы. Диалог и

Целлюлозно-бумажного комбината.

работы с учебным

дискуссия.

Загрязнение озера бытовыми

пособием составить

отходами. Загрязнения, поступающие таблицу источников
в озеро с притоками. Загрязнения от

загрязнения Байкала и

водного транспорта. Загрязнения от

загрязнения,

25

Транссибирской железнодорожной

поступающие в озеро из

магистрали.

этих источников.

29. Правила поведения на Байкале.

Комбинированный урок.

Какую пользу и какой вред приносят Уметь понимать причины
Байкалу туристы и отдыхающие?

Составление памятки
для туристов.

соблюдения правил

Правила для каждого: что остается на хозяйственной
Байкале и что мы обязаны увезти с

деятельности и поведения

собой после посещения Байкала:

на Байкале. Определять

органические отходы, металлическая степень загрязнения озера
тара, пластиковая упаковка,

Байкал туристами,

синтетические моющие средства.

оценивать влияние
населения на природу
Байкала; влияние
хозяйственной
деятельности на качество
жизни людей на Байкале

30. Охрана озера Байкал. Как вы можете Практическая работа №7

Составление

помочь сохранить Байкал чистым.

«Минимизация влияния

коллективного проекта

Как работает Росприроднадзор и

туристической

создания экологичной

Байкальская природоохранная

деятельности на Байкал».

турбазы

прокуратура. Каковы причины того,

Составить перечень видов

что человек сам разрушает

отрицательного влияния

окружающую природную среду,

на Байкал туристов,

которая ему жизненно необходима?

владельцев гостиниц на
Байкале, населенных
пунктов на Байкале.
Составить перечень мер,
которые бы уменьшили
отрицательное влияние на
Байкал и одновременно
стали бы источником
доходов для тех, кто эти
меры будут применять.

Экскурсии и Научно-практическая конференция 9 часов

31

Экскурсия как форма организации

Урок-экскурсия

Выполнение учебного

учебного процесса, направлена на

«Ознакомление с

исследования (опыта,

усвоение учебного материала и

биологическим

наблюдения,

проводится вне школы. Экскурсия

разнообразием озера

сравнения), составление

26

32

включается в систему уроков и

Байкал. Ознакомление с

плана, фиксирование

является важной частью учебного

обитателями прибрежной

результатов,

процесса. Экскурсия конкретизирует и глубоководной зоны

использование простых

программный материал, расширяет

озера Байкал». Экскурсия

измерительных

кругозор и углубляет знания

- «Изучение влияния

приборов,

обучающихся.

человека на побережье и

формулирование

прибрежное мелководье

выводов по результатам

озера Байкал».

исследования.

Научно-практическая

Выступление на НПК.

Защита проектов Научно-

практическая конференция по итогам конференция по итогам
изученной программы. Цель –

пройденной программы.

закрепление пройденного материала
на основе выбранной в процессе
обучения конкретной темы.
Использование полученных знаний в
практической деятельности.
Мотивация включения обучающихся
в научно- практическую проектную
деятельность по программе
«Введение в байкаловедение».
Обучающиеся в течение учебного
года выбирают свой проект, и в
конце обучения защищают его на
научнопрактической конференции.

33

Резервное время

Повторение тем,
вызвавших затруднения

2.

Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарно-учебный график.

Количество учебных недель

34

Количество

157

учебных дней
Продолжительность каникул

осенние каникулы - 25.10.2025 – 03.11.2025

27

(10 дней);
зимние каникулы - 30.12.2025 – 12.01.2026
(12 дней);
весенние каникулы - 24.03.2026 – 31.03.2026
(10 дней).
Дата начала и окончания учебного

16.09.2025

года

25.05.2026

Сроки промежуточной аттестации

Декабрь 2025

Сроки итоговой аттестации

Май 2026

2.2. Условия реализации программы
Аспекты

Характеристика

Материально-техническое

1.Учебные классы.

обеспечение

2. Карты, методические игры, гербарий;
коллекции камней; глобус; лупы; чашки
Петри, ПК; видеопроектор.

Информационное обеспечение

презентации по темам;
аудио

материалы

(голоса

птиц,

голоса

животных, звуки природы);
видеоматериалы по темам;
электронные энциклопедии;
научно-популярные фильмы.
Кадровое обеспечение

педагог дополнительного образования

2.3. Формы аттестации
В течение года проводится входная, промежуточная и итоговая
диагностики в форме тестирования, устного опроса и зачета. Помимо этого,
контроль полученных знаний и умений осуществляется через участие
воспитанников

в

экологических

акциях,

конкурсах,

конференциях,

олимпиадах.
2.4. Методические материалы
Методы обучения:
Применяются методы обучения:
• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться,
внимательно слушать мнения выступающих;

28

• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные
вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;
• поисковый метод, предполагающий получение новых знаний
обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей
математической обработкой и анализом;
• игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых
знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;
• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность
обучающихся в освоении технологии социального проектирования и
исследовательской деятельности;
• метод психологических тренингов, развивающих умение выступать,
навыки

продуктивного

диалога,

оппонирование,

культуру

речи,

неконфликтного взаимодействия;
• метод коллективных творческих дел в осуществлении практической
природоохранной

деятельности,

развивающий

взаимодействия,

способствующий

навыки

воспитанию

продуктивного

коллективизма

и

толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам
своего социума.
Формы организации образовательной деятельности:
При проведении занятий используются следующие формы:
беседы, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, экспедиции,
создание и проведение игровых программ экологического содержания.
Педагогические технологии:
Дополнительная образовательная программа «Байкаловедение» основана
на материалах учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок» и
программе «Введение в байкаловедение» может быть адаптирована к
различным возрастным группам в зависимости от уровня подготовки,
потребностей и желаний учеников. Ознакомление с информацией, собранной
в соответствующих частях и разделах, помогает выполнить задания, закрепить
полученные знания. Творческие задания выполняются по желанию

29

индивидуально, в парах, малых группах. Они составлены так, чтобы ученики
имели возможность интерактивного общения с одноклассниками и учителем,
направлены на развитие субъектной позиции каждого отдельного учащегося,
чтобы пополнить сообщество юных экологов! Некоторые задания могут стать
основой

для

детских

проектов.

Выбранный

подход

обеспечивает

определённую гибкость в подаче и изучении сведений о Байкале.
Дидактические материалы:
Комплект учебных материалов о Байкале был разработанный совместно
с

Бурятским

государственным

университетом,

Байкальским

информационным центром «Грань», Программой развития Организации
Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС). Комплект
учебных материалов «Байкальский сундучок» издан в рамках проекта
«Каждая капля имеет значение», реализуемого совместно с компанией «КокаКола» и ПРООН.
В учебно-методический комплект «Байкальского сундучка» включены:
· Учебное пособие для учащихся
· Карточки «Живой мир Байкала»
· Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала»
· Карта «По заповедным тропам Байкала»
· Электронная версия (компакт-диск).

Материально-техническая оснащенность программы:
Средства обучения и воспитания (инфраструктурный лист) для
реализации общеразвивающих программ
Оборудование
№

Наимено

Технические характеристики,

30

Краткое описание

Ко

п/п

вание

примерная модель

применения

ли
чес
тво

1.

Комплек для 30 рабочих мест

Для учебных целей

т мебели
(стол
учениче

1

ский +
стул
учениче
ский)
1.1.

Стол

Стол двухместный регулируемый.

учениче

Предназначен для 6 ростовой группы.

15

ский

Рабочая программа воспитания
Цель воспитания: способствовать нравственному и эмоциональному
развитию личности, бережно относящейся к окружающей среде, умеющей
мыслить и строить свою деятельность на основе природосохранения и
здоровьесбережения.

31

Особенности

организации

воспитательного

процесса:

воспитательная работа в объединении проводится в течении всего учебного
года.

Наиболее

эффективными

формами

и

средствами

воспитания

экологической культуры являются экскурсии, акции, фестивали, конкурсы и
занятия, приуроченные к экологическим датам. Сотрудничество с учеными
высших учебных заведений г. Улан-Удэ в рамках проведения мероприятий и
занятий способствует экологическому воспитанию обучающихся. Знакомство
и встречи с интересными людьми повышает интерес к профессиональному
самоопределению.
Формы и содержание воспитательной деятельности:
№

Название мероприятия

Цель

Сроки
проведения

1.

Первичный

инструктаж

по

ТБ.

Научить правилам поведения

(Правила поведения на экскурсиях,
2.

и технике безопасности в

при пожарах, на дорогах, при ЧС)

различных ситуациях.

Межрегиональная олимпиада

Привлечение интереса

«Байкаловедение»

учащихся к изучению

Сентябрь

экологического состояния
озера Байкал и формирование
гражданской ответственности
по сохранению природного
наследия.
3.
4.

Всероссийская олимпиада «Эколята

Развитие познавательного

– молодые защитники природы»

интереса

Плановые мероприятия в период

Развитие познавательного

осенних каникул
5.

интереса

Фестиваль энергосбережения

Бережное отношение к

#Вместеярче
6.

октябрь

Синичкин день

ресурсам

ноябрь

Воспитание любви и

ноябрь

бережного отношения к
живой природе

32

октябрь-

7.

Республиканский этап

Повышение интереса к

всероссийского конкурса «Моя

изучению и сохранению

малая родина»

природного и культурного
наследия своей малой
родины.

8.

Экологическая акция «Зимующим

декабрь

Привлечение внимания к

птицам – нашу заботу»

проблемам питания
зимующих птиц

9.

Природоохранная акция «Сохраним

Активация природоохранной

леса Байкала»

деятельности

10. Конкурс «Юный исследователь
окружающей среды»

Привлечение внимания к
экологическому состоянию
окружающей среды

11. Плановые мероприятия в период

Развитие познавательного

зимних каникул

интереса

12. Республиканский этап

Развитие интереса в области

всероссийского лесного конкурса

январь

рационального

«Подрост»

природопользования
профессионального
самоопределения

13. День заповедников

Бережное отношение к
природе

14. Этноэкологический

праздник

Повышение интереса к

«Сагаалган»

национальной культуре

15. Этноэкологический

праздник

Повышение интереса к

«Масленица»
16. Конференция

февраль

национальной культуре
«Мы

–

друзья

Повышение интереса к

природы»

учебно-исследовательской
деятельности

17. Конкурс рисунков «Моя Россия»

Воспитывать интерес к
межнациональной культуре

18. Детский

экологический

форум

Способствовать развитию

«Зеленая планета»

творческого интереса

19. Плановые мероприятия в период

Развитие познавательного

зимних каникул

интереса

33

март

20. Всемирный день птиц

Привлечение внимания к
проблемам перелетных птиц

21. Международный день воды

Бережное отношение к
водным объектам

22. Республиканская

конференция

апрель

Повышение интереса к

«Земля – наш общий дом»

учебно-исследовательской
деятельности

23. День Земли

Бережное отношение к земле
и природным ресурсам

24. Конкурс рисунков «Лес – наш

Бережное отношение к

главный интерес»

май

природным ресурсам

Планируемые результаты воспитания:
- Повышение познавательного и творческого интереса у обучающихся;
- Повышение и формирование гражданской ответственности по сохранению
окружающей среды;
- Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности.

Список литературы
Основная литература
1.

Кузеванова Е.Н. Введение в байкаловедение. – учебное пособие для

5 класса. Иркутск. – 2019. – 184 с.
2.

Кузеванова Е.Н., Климентьева Т.Н., Стенина Н.В. Электронная

34

рабочая тетрадь к учебному пособию Е.Н. Кузевановой «Введение в
байкаловедение». Иркутск. – https://xn--n1aeq.xn-- 80aabgkfba0aeln4aj.xn-p1ai/
3.

Учебное пособие «Байкальский сундучок». Авторы: Владимир Бабиков,

Нина

Дагбаева,

Ринчин

Дылыкова,

Анжелика

Кушнарёва,

Эльвира

Нархинова, Зоя Пазникова, Марина Портнягина, Надежда Содномова,
Зоригма Чимбеева. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г.
Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, Отпечатано в типографии ООО «РА ИЛЬФ»,
123056, Москва, Б. Кондратьевский пер. д. 10, стр. 1, пом.
Дополнительная литература для учителя
1.

Байкал – жемчужина России: рекомендательный список литературы /

сост. В. А. Копылова; ред. И. Б. Бражникова. – Иркутск: Иркут. обл. дет. б-ка
им. Марка Сергеева, 2017. – 28 с.
2.

Байкальские уроки. Методические материалы для экологического

образования в летнее время (на примере экологической тропы и
образовательного берегового маршрута в районе поселка Листвянка). Иркутск, 2006. -159 с.
3.

Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000.

– 296 с.
4.

Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр, и доп. -

Иркутск: 2017. 339 с.
5.

Географическая энциклопедия Иркутской области: общий очерк /

редактор Л. М. Корытный. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы
СО РАН, 2017. – 335 с.
6.

Гольдфарб С.И. Мир Байкала / С.И. Гольдфарб. — Иркутск: Репроцентр

A1, 2010.
— 630 с.
7.

Гольдфаpб С.И. Байкал: (истории Сибирской старины) / Станислав

Гольдфаpб. - Иркутск: Принт-Лайн, 2019. – 160 с.

35

8.

Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране

в 2017 году». - Иркутск. - 2019.
9.

Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в

Иркутской области". – Иркутск. - 2019.
10. Губайдулина А. Стоп-кадр: книга стихов / Анастасия Губайдулина. –

Иркутск. - 2009. - 35 с.
11. Гурулев, С. А. Реки бассейна Байкала: историко-топонимический словарь /

С. А. Гу- рулев; науч. ред. Л. М. Корытный. - Иркутск: Институт географии им.
В. Б. Сочавы СО РАН, 2012. - 379 с.
12. Климентьева

Т.Н.,

Стенина

Н.В.

Байкальские

забавы.

Учебно-

методическое пособие. - Иркутск: Репроцентр А1. – 2012. - 179 с.
13. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.
14. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал. -

3-е изд., переработ., дополн. - Иркутск: ИООО «Байкал-ЭкоСеть». - 2012. - 224
с.
15. Кузеванова, Е.Н. Комплект контурных карт озера Байкал. Пособие для

курса Е.Н. Кузевановой, В.Н. Сергеевой «Байкаловедение: Байкал с древних
времен до наших дней» 5 (6) класс / Е.Н. Кузеванова; под ред. Ю.М. Юрина,
И.Л. Толмачевой, Э.Ю. Беловой, Е.В. Дубининой. – Иркутск: ОАО «ВостСиб
АГП». - 2013. – 24 с.
16. Летали ли динозавры? – Наука в Сибири, 27 марта 2015 г. – Режим доступа:

http://www.sbras.info/articles/simply/letali-li-dinozavry, свободный.
17. Попов В.В. Кадастр позвоночных животных Иркутской области, не

относящихся к объектам охоты и водным биологических ресурсам,
обитающих на территории Ир- кутской области / В. В. Попов. - Байкальский
центр полевых исследований "Дикая природа Азии". - 3-е издание,
дополненное. - Иркутск: Время странствий, 2018. - 97 с.
18. Русинек О.Т., Тахтеев В.В., Гладкочуб Д.П. и др. Байкаловедение: в 2 кн.-

Кн.2. -Новосибирск: Наука, 2012.
19. Стародумов, В. П. Сказки озера Байкал / В. П. Стародумов; худож. К.

36

Соловьёва. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2016. – 86 с.
20. Тахтеев В.В. Байкаловедение как рассказ о Родине // Экология и жизнь. –

2010. - № 9 (106). - С. 40–44.
21. Тахтеев

В.В.

О

взаимодействии

научного

байкаловедения

и

«занимательной» науки: проблемы и перспективы развития направления //
Актуальные вопросы деятельности академических естественно-научных
музеев: Матер. Междунар. науч. конф., 3–
7 февраля 2010 г., пос. Листвянка Иркутской обл. – Новосибирск: Академ.
изд-во
«Гео», 2010. – С. 170–173.
22. Тахтеев В.В., Говорухина Е.Б., Механикова И.В. Ночная тайна Байкала //

Экология и жизнь. – 2006. – № 5 (54). – С. 56–61.
23. Тахтеев, Вадим Викторович. Фауна и экология бокоплавов озера Байкал:

учебное пособие / В. В. Тахтеев, С. И. Дидоренко. - Иркутск: Институт
географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. - 115 с.
24. Тахтеев В.В. Хрустальное сердце России. Природа Байкала с древности до

наших дней / Вадим Тахтеев; научный редактор А. Н. Матвеев. - Москва:
Товарищество научных изданий КМК, 2019. – 142 с.
25. Фролов А.О. Юрская флора и растительность Иркутского угольного

бассейна/А. О. Фролов, И. М. Мащук; ответственный редактор К. Г. Леви. Иркутск: 2018. - 541 с.
26. Эндемики Байкала от А до меня: некоторые представители эндемичной

флоры и фа- уны озера Байкал. – Иркутск: Журнал «Сибирячок», 2015.
27. Южный Байкал: природа и люди. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2019. – 270

с.
Дополнительная литература для обучающихся
1.

Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Удивительное путешествие Сибирячка

по Байкалу / С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. Художественное оформление

37

А.М. Муравьев. Иркутск: Редакция журнала "Сибирячок", 2002. - 96 с.
2.

Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр. и доп. -

Иркутск: 2017. - 339 с. Кардашевская П.А. Исследователи Байкала / Отв. ред.
В.В. Тахтеев. – Иркутск: Иркут. ун- т, 2001. – 56 с.
3. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.
4. Тахтеев В.В., Говорухина Е.Б., Механикова И.В. Ночная тайна Байкала //
Экология и жизнь.
– 2006. – № 5 (54). – С. 56–61.
5. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. – Иркутск: Изд-во
Иркут. ун-та, 2001.
– 160 с.
Интернет-ресурсы:
Библиография научных работ о Байкалеhttp://lin.irk.ru/bibl/
Зоологические экскурсии по Байкалу http://zooexcurs.narod.ru/general/titul.htm
Материалы

ИООО

«Ассоциация

Байкальская

экологическая

сеть»

https://www.facebook.com/groups/619447108260071
Материалы

по

географии

и

достопримечательным

местам

Байкала

@MyWildSiberia
Материалы

сайта

Байкальского

музея

СО

РАН

на

канале

ютюб

https://www.youtube.com/channel/UCb5JFXr0fz0UVb-CyT3FuSQ
Новости науки в Лимнологическом институте СО РАН http://www.lin.irk.ru/
Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».