Программа Дружина юных пожарных

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр
дополнительного образования «Эдельвейс»
г. Улан-Удэ
Принята на заседании
педагогического совета
от «1» сентября 2025г.,
протокол № 1

«Утверждаю»:
Директор МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Цынгунова Е.Т.
Приказ №
«1» сентября 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Дружина юных пожарных»

Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 8 лет
Срок реализации: 2025-2026г.

Автор-составитель:
Нечаева Алёна Алексеевна.

г. Улан-Удэ
2025 г

Рекомендована
«Согласовано»:
методическим советом
Зам. директора по УВР МАОУ ДО ЦДО
Протокол №
«Эдельвейс»
от «28» августа 2025 г. _______________О.И. Чернецкая
«28» августа 2025 г.
при внесении
изменений
в последующие годы:
Протокол №
от « 2 » сентября
2025 г.

«Согласовано»:
Зам. директора по УВР МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
_______________ О.И. Чернецкая
« 2 » сентября 2025 г.

Внутренняя рецензия от:
1. Чернецкой Ольги Игоревны, зам директор по УМР МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную
категорию от:

Программа реализуется в МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» с 2022 г.
Программа переработана и дополнена:
в__________ г.
в ___________ г.

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3. Содержание программы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2. Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Дружина юных пожарных»
(далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf







Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

•
Устав учреждения утв. Приказом Комитетом по образованию г. Улан-Удэ
от 10.01.2025 г.№ 47
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/12/e6/12e602c325e1cb20f177
6d1d2d9540b2.pdf
•
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных программ Центра дополнительного
образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ.
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/58/90/5890e249fddb3efd012f
8234b891c22a.pdf
Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам пожарной безопасности «Дружина юных
пожарных» для 5-7х классов разработана на 3 года обучения, с учётом
действующего учебного плана и структуры предмета и предполагает изучение
предмета в объёме 4 часа в неделю, 144 часа в год.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий,
природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей
стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%,
материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более
220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700
детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано
свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом
погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения
правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за
неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство
руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами
учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с
Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),
предназначена для ознакомления учащихся с ППБ, а также для приобретения
ими умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Актуальность программы
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится
незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие
навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые
могут явиться источником загорания. В этой связи свою значительную роль в
формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть
школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это
фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей
школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение
«Дружина юных пожарных».
«Дружина юных пожарных»- детское объединение, которое создаётся в
целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной
безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение
пожаров и умение действовать при пожаре.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа рассчитана на учащихся 5-7-х классов. Набор учащихся в
дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес,
но, главное, без медицинских противопоказаний. Форма обучения - групповая,
состав группы постоянный.
Цели программы: формирование активной гражданской позиции
подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения;
социальное становление личности ребенка; формирование принципов
безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.
Задачи программы:
1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,
физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества;
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с
работниками пожарной охраны.
Объем программы:
Данная программа рассчитана - 144 часа.
Формы и методы работы с обучающимися
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают
возможность обучающимся максимально проявлять свою активность в решении
задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения,
навыки. Формы и методы проведения занятий могут быть различными —
викторины, игры, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.
Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы
рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого
полугодия — промежуточную диагностику, по окончании учебного года —
итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме
компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады,
экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы курса.
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения при возникновения пожара;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
 потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.









Метапредметные результаты освоения программы курса.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим;






Предметные результаты освоения программы курса.
1. В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий
на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
 умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
 умения анализировать явления и события природного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
 умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное
решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
 умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.







·
·
·
·
·
·

5.В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация
возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы
технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы,
ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы
выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение
оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической
культурой и спортом.
Формы подведения итогов:
выставки детских рисунков и стенгазет по ППБ;
занятия - викторины с включением игр;
рейды отряда ДЮП;
выпуски информационного листка;
разработка памяток по ППБ;
оформление противопожарного уголка.
Календарно-тематический план
1 год обучения (5 класс)

№

Раздел программы

1

ДЮП: цели и
задачи пожарной
охраны,
знакомство с
положением
Тренинги по ПБ

1. Положение о ДЮП, планирование работы на учебный

Что такое огонь?
Тайны огня.
Огонь – друг,
огонь – враг.

1. Огонь - большое чудо природы. Огонь как целительная
сила и защита от болезней.
2. Применение огня и пара в промышленности

2

3

Темы занятий

год.
2.Инструктаж по технике безопасности во время
проведения занятий.
1. Тренинги для знакомства, выявление лидеров. Выбор
актива дружины.

3. Опустошительная сила огня

4

Отчего происходят 1. Что такое пожар? Основные причины пожара.
пожары
2. История одного пожара
3. Разработка памяток «Причины пожара»

5

Правила пожарной 1. Противопожарные требования к территории и
безопасности в
помещениям образовательного учреждения и жилого
школе и быту
помещения.
2. План эвакуации. Практическое изучение плана
эвакуации. Общие требования к содержанию путей
эвакуации, эвакуационным выходам.
3. Основные правила поведения при возникновении
пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том
числе высотного).
4. Первичные средства пожаротушения (огнетушители,
внутренние пожарные краны, щиты с набором
пожарного инвентаря). Места их установки, правила
содержания и порядок применения при пожаре.
5. Организация и проведения рейда в школе по проверке
выполнения правил пожарной безопасности.

6

Осторожно, Новый 1. Безопасная ёлка. Правила ухода и установки елки.
год.
2. Основные причины пожаров при праздновании Нового
года (фейерверки, петарды, бенгальские огни,
хлопушки).
3. Ситуативный практикум «Каникулы без пожара»

7

Пожарная техника

1. Пожарные автомобили, их виды и назначение
2. Общее устройство пожарных автомобилей. Порядок их
использования на пожаре.
3. Техническое моделирование пожарной машины из
различных материалов.

8

Огнетушители и их 1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок
предназначение
применения ручных огнетушителей.

2. Обход школы, проверка огнетушителей.
9

Один дома

1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для
человека. Виды опасных и вредных факторов
современного жилища.
2. Причины возникновения бытовых пожаров.

10 Основы
медицинских
знаний. Ожоги.

3. Правила безопасного поведения детей дома
1. Основные правила оказания первой медицинской
помощи при различных видах повреждений
2. Ожоги. Характеристика и причины термических
ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге.
3. Практическая отработка по оказанию медицинской
помощи пострадавшему.

11 Строевая
подготовка и
пожарноприкладной спорт

1. Строевая подготовка.
2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое
развёртывание.
3. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и
характер соревнований, оценка результатов.
Знакомство со спортивным оборудованием.

12 Подготовка к
городским
мероприятиям по
ППБ

1. Повторение и обобщение.

Программа второго года обучения предусматривает усложнение заданий,
которые предстоит выполнить учащимся. Работа на новом этапе должна
базироваться на имеющемся уже опыте, на поиске новых форм вовлечения детей
в дело борьбы с пожарами, новых методов воспитательной работы с детьми. На

втором году обучения уроки проводятся в онлайн режиме на платформе Zoom,
также появляется работа с ИКТ.
Календарно-тематический план
2 год обучения (6 класс)
№

Раздел программы

Темы занятий

1

История пожарной 1. Пожарная охрана России - её история и традиции.
охраны России
2. История пожарной охраны Республики Бурятия.

2

Компьютерный
рисунок

1. Мое безопасное лето (в графическом редакторе Paint,
белая доска conceptboard)

3

Опасность пожара
для жизни и
здоровья людей

1. Горючие вещества и материалы. Меры безопасности.
2. Лесные и торфяные пожары. Причины возникновения и
меры предотвращения.
3. Гроза и молнии. Меры предосторожности от поражения
молнии.
4. «Человеку друг огонь, зря его не тронь»

4

Первичные
средства тушения
пожаров

1. Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители.
Область их применения.
2. Внутренние пожарные краны, кошмы, щиты с набором
пожарного инвентаря.
3. Нормы обеспечения ПСП, места их установки, правила
содержания и порядок применения на пожаре.
4. Просмотр и разбор мультфильма
https://www.youtube.com/watch?v=y7mHP0ccibY

5

Пожарные спешат
на помощь

1. Алгоритм действий пожарных.

2. Составление памятки «Как вести себя при пожаре» (в
графическом редакторе Paint, белая доска conceptboard)
6

Сигарета – яд и
пожар

1. Курение – вредная привычка. Причины курения
подростков и его вред.
2. Опасность курения и неосторожного обращения с не
затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

7

Нет пожарам в
Новый Год

8

Первая
медицинская
помощь

3. Создание плаката против курения «Жизнь или
сигарета?»
1. Меры пожарной безопасности в период празднования
Нового года
1. Первая доврачебная помощь при ранениях,
кровотечениях.
2. Первая помощь при переломах, ушибах. Порядок
наложения шин.
3. Окажи помощь раненному.

9

Охрана лесов от
пожаров

1. Лес – всенародное богатство. Профилактика пожаров в
лесных массивах.
2. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров.
Зеленый патруль.
3. Правила поведения в лесу, у водоема, в зоне отдыха
людей. Способы разведения костра.
4. Конкурс рисунков «Отдыхайте в лесу правильно»

10 Строевая
подготовка

1. Строевая подготовка.

11 Экскурсия по
музею

1. Музей истории пожарной охраны и гражданской
обороны Республики Бурятия

12 Без паники!

1. Эвакуация из горящего здания

13 Подготовка к
городским
мероприятиям по
ППБ

1. Повторение и обобщение.
2. Контроль

Программа третьего года обучения усложняется, так как учащимся
предстоит в течение года закрепить уже имеющиеся знания и передать свои
знания, умения и навыки учащимся школы. Дружину ждёт пропагандистская и
агитационная работа.
Календарно-тематический план
3 год обучения (7 класс)
№

Раздел программы

Темы занятий

1

Значение пожарной 1. Пожарная охрана России, ее структура.
охраны в России и

других странах
мира. Система
работы пожарной
охраны.

2. Возникновение пожарной охраны в других странах
(США, Германия, Франция, ОАЭ, Китай, ЮАР…).
Сходство и отличие в работе пожарных стран мира.
3. Пожар и закон. Административная
ответственность виновников пожара.

и

уголовная

4. Ролевая игра «Следствие вели. Дело о поджоге».
2

3

Алгоритм действий 1. Пожары на транспорте. Причины транспортных
при пожаре в
пожаров. Алгоритм действий при пожаре.
транспортном
средстве
2. Как избежать пожара. Правила поведения пассажиров
городского транспорта (автобус, трамвай, маршрутное
такси).
Правила
поведения
пассажиров
на
междугородном транспорте.
3. Безопасная
дорога.
Исследование
городского
транспорта (трамваи, маршрутные такси, автобусы) на
наличие средств пожаротушения и памяток.
Экскурсия
1. Экскурсия в пожарные части города

2. Эссе на тему «Пожарный – профессия героическая»
4

Горит огнями
новогодняя ёлка

1. Повторение правил безопасности во время праздников.
2. Проведение профилактических бесед с младшими
классами

5

Первая
медицинская
помощь

1. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов.
Правильное оказание помощи при ожоге.
2. Опасности переохлаждения организма. Правила
оказания помощи при переохлаждении. Характеристика
обморожений. Недопустимые действия при оказании
помощи пострадавшему от воздействия низких
температур.
3. Электроприборы. Оказание помощи человеку при
поражении электрическим током.

4. Способы искусственного дыхания. Транспортировка
пострадавших.
6

Знаки пожарной
безопасности

1. Знаки пожарной безопасности. Примеры их применения
и места установки.
2. Изготовление знаков. Конкурс рисунков, кроссвордов,
стихотворений о знаках пожарной безопасности.

7

8

9

Пропаганда и
массово разъяснительная
работа в школе

1. Подготовка к проведению викторины, конкурсу загадок,
агитбригады или сказки в школе.

Составление
презентации по
пожарной
безопасности

1. Правила составления презентации, требования.

Противопожарный
режим в жилых
помещениях

1. Анализ причин пожаров в жилых помещениях.
Основные противопожарные требования к жилым
помещениям.

2. Проведение мероприятия по пожарной безопасности

2. Выступление, презентация

2. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых приборов. Человек как проводник
электрического тока. Действие электрического тока на
организм человека.
3. Меры пожарной безопасности при использовании
предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных
упаковках. Меры пожарной безопасности при
эксплуатации газовых приборов, отопительных печей.
4. Пути эвакуации людей при пожаре. Характерные
нарушения ППБ.
5. Изготовление листовок и распространение их среди
жильцов домов по месту жительства.
10 Охрана леса.

1. Зеленый патруль. Поход в лес. Правила поведения в
лесной зоне и меры предосторожности.

11 Подготовка к
городским
мероприятиям по
ППБ

1. Повторение и обобщение.
2. Контроль

Список литературы
1. Беляков Г. И. Пожарная безопасность : учеб. пособие для вузов / Г. И.
Беляков. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 143 с. - Серия : Специалист.
2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
3. Ратникова О. Д. Пожарная безопасность : учебное пособие для членов
добровольных Дружин юных пожарных / О. Д. Ратникова, В. В.
Володченкова, А. А. Чистякова, Н. В. Баранова. – М.: ФГБУ ВНИИПО
МЧС России, 2017. – 181с., ил.
4. Ронская П. И. Прометей: уроки пожарной безопасности. / П. И. Ронская,
сост. /. Вып.2. – Улан-Удэ: Изд-во ГБУЗ РЦМП МЗ РБ им. В. Р. Бояновой,
2015. – 172 с.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О
пожарной безопасности».
6. Холщевников В. В. Эвакуация и поведение людей при пожарах : Курс
лекций / В. В. Холщевников, Д. А. Самошин. – М.: Академия ГПС МЧС
России, 2008. – 237 с.

Электронные ресурсы по пожарной безопасности.
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96dbbc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
2. https://www.youtube.com/watch?v=y7mHP0ccibY – Волшебная книга МЧС
3. http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
4. http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов
«Пожарный Сэм»
5. https://www.youtube.com/watch?v=EVTLWNeqKks – Первичные средства
пожаротушения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».