Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ
Принята на заседании
«Утверждаю»:
педагогического совета
Директор МАОУ ДО ЦДО
от «2» сентября 2025г.,
«Эдельвейс»
протокол № 1
Цынгунова Е.Т.
Приказ №
«02» сентября 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Безопасность»
Направленность: социально-гуманитарная.
Возраст учащихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год.
Составила: Дондокова С.С.
учитель начальных классов
2025– 2026 учебный год
Рекомендована
«Согласовано»:
методическим советом
Зам. директора по УМР МАОУ ДО
Протокол №
ЦДО «Эдельвейс»
от «28» августа 2025 г.
_______________О.И. Чернецкая
«28» августа 2025 г.
при внесении изменений
«Согласовано»:
в последующие годы:
Зам. директора по УВР МАОУ ДО
Протокол №
ЦДО «Эдельвейс»
от «
_______________ О.И. Чернецкая
» ________2025 г.
«
» _________2025 г.
Внутренняя рецензия от:
1. Чернецкой Ольги Игоревны, старшего методиста МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс»
Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную категорию от:
Программа реализуется в МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» с 2025 г.
Программа переработана и дополнена:
в__________ г.
в ___________ г.
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании
в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
•
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
программы)».
(включая
разноуровневые
https://summercamps.ru/wp-
content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•
Устав учреждения утв. Приказом Комитетом по образованию г. Улан-Удэ от
24.01.2025 г.№49.
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/12/e6/12e602c325e1cb20f1776d1d2d
9540b2.pdf
•
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ Центра дополнительного образования «Эдельвейс» г.
Улан-Удэ.
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/58/90/5890e249fddb3efd012f8234b8
91c22a.pdf
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность» для 1-4 классов составлена в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего
образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 –
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»).
4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья".
Цель программы:
«Безопасность» заключается в изучении и освоении учащимися интегрированных знаний, умений и
навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса,
потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели внеурочной деятельности
«Безопасность».
1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное
существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни,
действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб
личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные
риски.
3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.
4. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной
и последующей профессиональной деятельности.
5. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций.
6. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и
безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков
взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.
Общая характеристика курса
Актуальность внеурочной деятельности «Безопасность». В XXI век человечество вошло в
период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены
прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности. Недостаточная подготовка
населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях,
несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности,
пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в
большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей. В
настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки
у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и
ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение
общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности и снижение
отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности,
общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать через
всестороннее рассмотрение вопросов во внеурочной деятельности «Культура безопасности»,
содержание которой охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов
и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами
безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь
оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении
природного
окружения
для
здоровья
человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
•
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций
(например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках,
расположенных вблизи школы).
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета,
помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности
учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение
дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений
сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое
значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что
обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях,
развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных
ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в
формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
В плане внеурочной деятельности курс «Безопасность» изучается с 1 по 4 класс по два часа в
неделю. Программа курса рассчитана на 33 часа в 1 классе, на 144 часа во 2-4 классах.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
• Безопасность как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
жизнедеятельности социума.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России,
народу, малой родине, в сознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского
общества, свободы совести и вероисповедания,
национально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности
культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности
российского общества
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность
жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства
реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной
безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни
и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности
жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли
во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности,
общества и государства;
• знания о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
• знания об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
• знания о здоровом образе жизни;
• знания об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
• знания о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а
также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера,
выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою
точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве,
экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия,
обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как
уберечься от порезов и ожогов;
общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых,
кровотечениях;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги
при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер,
дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую
помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток.
Различать сигналы светофора и регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу
при аварийной ситуации в транспорте;
самостоятельно одеться по сезону;
самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую
медицинскую помощь при укусах насекомых.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
• чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по
льду водоемов;
• правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
• правила безопасного поведения в лесу, в поле;
• возможные опасные ситуации при движении по открытой местности;
• ориентирование на местности;
• правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
• ядовитые растения, грибы, ягоды;
• правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
• от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Что такое инфекционные заболевания,
их связь с образом жизни. Причины и опасность избыточного веса.
• травмы, порезы, ссадины и царапины.
• отравления. Их причины и признаки;
• какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Наводнения, причины наводнений;
• как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу
«Внимание всем!».
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
• правильно перейти водоем по льду;
• правильно вести себя на пляже;
• ориентироваться в лесу;
• правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
• распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
• оказать первую помощь при царапинах, ссадинах, порезах, при небольшом ожоге или
обморожении;
• действовать по сигналу «Внимание всем!».
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
• правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
• виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния
дороги;
• правила движения пешеходов по загородной дороге;
• обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
• правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном
транспорте;
• меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и
газовыми приборами, печным отоплением;
• признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
• правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми
людьми;
• как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
• о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар. Действия по его предупреждению.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
• переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств;
• оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
• правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
• двигаться по загородной дороге, в том числе группой.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
• правила перехода дороги;
• правила движения на велосипедах;
• правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности
пассажира;
• основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы
и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
• как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную
преграду;
• меры пожарной безопасности при разведении костра;
• когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
• основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на
состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
• правильно переходить дорогу, перекресток;
• ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным
предметам.
• определять расстояние по карте и местности.
• организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву.
• завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
•
•
•
вызвать «скорую помощь»;
оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при
попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при
кровотечении из носа;
оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук,
бедра, колена).
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты внеурочной деятельности «Безопасность» направлены на формирование знаний и
умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий
мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может
быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и
чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Безопасность» обучающийся должен:
Знать:
•
основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
•
иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
•
элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на проезжей части, в
лесу, на водоёмах;
•
правила поведения в Интернете, социальных сетях;
•
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности
населения;
Уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни
для:
•
ведения здорового образа жизни;
•
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
•
пользования бытовыми приборами;
•
пользования Интернетом;
•
использования по назначению лекарственных препаратов;
•
пользования бытовыми приборами;
•
соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
•
соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
•
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
•
оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
•
вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной
помощи.
Структура программы учебного курса «Безопасность»
Основные разделы (модули) тематического плана (цикличность - ежегодно)
Модуль 1.
Школа Светофоркина
1 -4 год обучения: 26 часов
Модуль 2.
Безопасность в быту
1 -4 год обучения: 26 часов
Модуль 3.
Твое здоровье
1 -4 год обучения: 26 часов
Модуль 4.
Безопасность в природе
1 -4 год обучения: 26 часов
Модуль 5.
Безопасный Интернет
1 -4 год обучения: 20 часа
Модуль 6.
Социальная безопасность
Итого:
1 год обучения: 12 часа.
2 -4 год обучения: 12 часов
136ч.
Раздел (модуль) тематического плана работа с родителями
Модуль 1.
Модуль 2.
Консультация для родителей « Безопасность учащихся в
2 час
школе и дома»
Беседа по профилактике ДТП с участием детей.
Выпуск буклета « Как правильно учить детей ПДД»
5 часа
Модуль 3.
Модуль 4.
Модуль 5.
Модуль 6.
Встреча с работниками пожарной охраны « Лето без огня» 1 час
Итого:
8 часов
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17.
18
19
20
21
22
Тема занятия
Введение. Что такое безопасность?
Безопасный маршрут «Школа – дом».
История происхождения «Правил дорожного
движения».
Для чего нужны правила дорожного движения.
Участники дорожного движения.
Как устроена дорога
Дорога, ее элементы.
Пешеходные переходы.
Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного,
транспортного светофоров.
Нерегулируемые перекрестки.
Дорожные знаки.
Движение пешеходов по улице и дороге .
Движение пешеходов в непогоду и темноте.
Безопасность на железной дороге.
Мы пассажиры.
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае
Знакомство с опасными ситуациями в современных
условиях жизнедеятельности.
Опасная ситуация в школе.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Чрезвычайная ситуация: авария, катастрофа,
стихийное бедствие.
Правила пожарной безопасности.
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр),
причина
пожаров.
Правила
поведения
при
возникновении пожара в общественных местах.
Количество
часов
2
2
2
3
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
23
Возникновение пожара в общественном транспорте,
правила поведения.
1
24
Викторина по ПБ. Алгоритм вызова служб.
1
25
Правила пользования газовыми приборами.
2
26
Правила безопасного пользования печным отоплением
1
27
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок
в дверь, звонок (беседа) по телефону.
1
28.
Наш город (посёлок). Экскурсия к перекрестку.
1
Дата
29.
30.
31
32
33
1
1
1
1
1
38
39.
40
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Один дома.
Опасность у тебя дома.
Безопасный Новый год. Правила поведения на горке.
Правила и меры безопасного поведения при
использовании пиротехники.
Причины пожара.
Добрый огонь. Злой огонь.
Как человек огонь приручил.
Правила пожарные знай - себя и других из пожара
спасай.
Чем быстрее потушить пожар.
Первая помощь.
Забота о глазах
41
Уход за ушами
1
42
Уход за зубами
1
43
Уход за руками и ногами. Забота о коже
1
44
45
В гостях у Айболита. Кровотечения. Виды
В гостях у Айболита. Ожоги. Виды.
1
1
46
Помощь при термических ожогах.
1
47
48
Электротравма. Первая помощь
Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая
работа «Оказание первой помощи при занозе,
кровотечении, укусе, ушибе».
1
1
49
Травмы, порезы, ссадины и царапины. Практическая
работа «Оказание первой помощи».
4
50
Как следует питаться
2
51
Почему мы болеем
1
52
Прививки от болезней
1
53
Как избежать отравлений
2
54
4
55
Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их
влияние на физическое развитие и физические
качества.
В гостях у лешего. Опасные животные и насекомые.
56
Когда четвероногие друзья опасны.
2
57
Опасные погодные условия. Влияние погоды на
человека
Правила поведения в лесу
2
34
35
36
37
58
1
1
1
1
2
4
1
4
2
59
Опасные растения и грибы
2
60
2
64
Отдыхаем на природе. Подготовка к выходу на
природу.
Правила и меры безопасности на воде в весенний
период.
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в
летний период. Основные спасательные средства.
Правила и меры безопасного поведения на воде в
осенний период. Осторожно, тонкий лёд!
Экологическая безопасность.
65
Обобщающее занятие. Викторина.
1
66
Правила безопасного поведения в интернете
4
67
Мошенничество в сети интернет
4
68
Какие опасности ждут школьника в сети Интернет
4
69
Компьютер и компьютерные игры
4
70
Путешествие в страну «Безопасный интернет»
4
71.
Что такое психоактивное вещество
2
72
О вреде наркотиков
3
73
О вреде употребления СПАЙСа
1
74
Профилактика табакокурения
3
75
Ты и алкоголь
2
61
62
63
Модуль 1.
Модуль 2.
2
2
2
5
Итого:
136 часа
Консультация для родителей « Безопасность учащихся в
2 час
школе и дома»
Беседа по профилактике ДТП с участием детей.
Выпуск буклета « Как правильно учить детей ПДД»
5 часа
Модуль 3.
Модуль 4.
Модуль 5.
Модуль 6.
Встреча с работниками пожарной охраны « Лето без огня» 1 час
Итого:
8 часов
Итого
144часа
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для
общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. –
М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия
Холдинг, 2000.
3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах,
стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
6. Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. –
М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
7. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.:
АСТ-ЛТД, 1997.
10. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и
воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий
Рим, 2002.
11. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя \под ред. П.В. Ижевского.
– М. Просвещение, 2007
12. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Т.А. Шорыгина–М.: ТЦ Сфера – 2008
13. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно- методическое
пособие. – М.: Издательский дом Третий Рим. 2004
14. Правила и безопасность дорожного движения : учебное пособие для детей 7-10 лет \ Н.Я.Жульнев.
– М.: Дрофа 2008
15. Учебное пособие по правилам дорожного движения \Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. – СПб., Лики
России, 2007
16. Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6 Издательский дом Литера,
2008Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и программы с
дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.- Новосибирск; Сиб.универ. изд-во, 2009
17. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. /Максиняева М.Р.- М.: ТЦ Сфера, 2002
18. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по осноам безопасности детей
дошк. Возраста; книга для воспитателей /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина.. – М.: Просвещении,2006
19. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. –
Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению
младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного
поведения на улице.
20. Основы безопасного поведения дошкольников:занятия, планирование, рекомендации /авт. Сост.
О.В. Черемшанцева.- Волгоград: Учитель, 2008
21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
22. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.:
Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
23. Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности
общества (презентация, НПК, Нижний Новгород. Май 2010.).
24. Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности
школьников (презентация, НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).
25. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях
значимых изменений ребенка и ситуации его развития (презентация, НПК, Нижний Новгород. Май
2010).
26. Безопасность для каждого / Н.Б. Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю. Купцова – Самара: Изд – во НТЦ,
2005
27. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
28. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.:
ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
29. Основы безопасности и жизнедеятельности 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах,
стихах, играх и задачах с картинками/ Авт.- сост. Г.П. Попова. Волгоград: Учитель,2006
30. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класс. М.: ВАКО, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
5. Пожарная безопасность в начальной школе. Конспекты занятий и классных часов/ Авт.-сост.
Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко, О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2007
31. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жищнедеятельности: 1 класс. –
М., ВАКО,2008
Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: Учитель, 2007
Перечень Интернет-ресурсов
1.
2.
3.
4.
http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э.
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт
Разумова В.Н.
5. http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
6. http://0bj.ru/
7. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций
8. http://www.ampe.ru/web/guest/russian Институт психологических проблем безопасности
9. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
10. http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
11. http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение
чрезвычайных ситуаций
12. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
13. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без
наркотиков
14. http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека
15. http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору
16. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии