Программа Театральная студия АртЭго

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
«Эдельвейс» г. Улан-Удэ

Принята на заседании
педагогического совета
от «2» сентября 2025г.,
протокол № 1

«Утверждаю»:
Директор МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Цынгунова Е.Т.
Приказ №
«02» сентября 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Театральная студия

«АртЭго»

Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7 - 17 лет
Срок реализации: 1 год.

Автор - составитель:
Сизых Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ,
2025 г
1

Рекомендована

«Согласовано»:

методическим советом

Зам. директора по УМР МАОУ ДО

Протокол №

ЦДО «Эдельвейс»

от «2» сентября 2025 г.

_______________О.И. Чернецкая
«2» сентября 2025 г.

при внесении изменений

«Согласовано»:

в последующие годы:

Зам. директора по УМР МАОУ ДО

Протокол №

ЦДО «Эдельвейс»

от «

_______________ О.И. Чернецкая

» ________2025 г.

«

» _________2025 г.

Внутренняя рецензия от:
1. Чернецкой Ольги Игоревны, заместителя директора по УМР МАОУ ДО
ЦДО «Эдельвейс»
Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную
категорию от:
Программа реализуется в МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» с 2025 г.
Программа переработана и дополнена:
в__________ г.
в ___________ г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3.

План работы

2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Список литературы

3

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа театральная студия «АртЭго»
(далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/

•

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030

г.

и

плана

мероприятий

по

ее

реализации

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400

•

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

•

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые

программы)».

https://summercamps.ru/wp-

content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf

4

•

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf

•

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

•

Устав учреждения утв. Приказом Комитетом по образованию г. Улан-

Удэ от 24.01.2025 г.№47.
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/12/e6/12e602c325e1cb20f1
776d1d2d9540b2.pdf
•

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных общеобразовательных программ Центра дополнительного
образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ.
https://maou-dot.buryatschool.ru/upload/buryascmaou_do_t_new/files/58/90/5890e249fddb3efd01
2f8234b891c22a.pdf
5

Актуальность
В

основе

театральной

программы

педагогики,

лежит

идея

позволяющей

использования

развивать

потенциала

личность

ребёнка,

оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики
движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников.
Программа

способствует

формированию

духовно-нравственной

культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего
общества. Полученные знания позволяют воспитанникам преодолеть
психологическую инертность, позволят развить их творческую активность,
способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние
цели, стремиться к ним.
Художественная направленность
ориентирована на развитие у учащихся навыков:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰учатся говорить четко, красиво;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды на заданную тему;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).
6

Адресат программы:
Младшие школьники: 7-10 (11) лет
Средние школьники: 10 (11) – 14 лет
Старшие школьники:14-17 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год.
7-10(11) лет – 144 часа.
10 (11) -14 лет – 144 часа
14-17 лет – 144 часа
Форма обучения: очная
Основными формами проведения занятий являются:
Тренинги,
театральные игры,
беседы,
практические занятия, репетиции
постановка спектаклей,
подготовка и проведение мероприятий.

Обязательным

является

применение

на

занятиях

чередование

различных видов деятельности, проведение динамических пауз, создание
условий для работы каждого учащегося в комфортном для него режиме и
темпе, предъявление посильных для обучающихся требований в области
интеллектуальных

и

физических

действий

в

соответствии

с
7

индивидуальными особенностями психофизического развития конкретного
ребёнка.
Режим занятий
Младшая группа: 1 час (по 45 мин) х 3 раза в нед. = 3 часа в нед.
средняя группа: 1 час (45 мин) х 3раза в нед. = 3 часа в нед.
старшая группа: 1 час (45 мин) х 2 раза в нед. = 3 часа в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель программы
1. Создать условия для воспитания нравственных качеств личности
воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального
искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную
деятельность
2. Развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных
способностей ребёнка.
3. Активизация познавательных процессов.
4. Формирование эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира
учащихся посредством знакомства с театральным искусством.
5. Обучение элементам актерского мастерства
6. Профилактика асоциального поведения у детей.
Задачи программы
1. Развивать у детей наблюдательность, творческую фантазию,
воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление.
2. Формировать партнерские отношения в группе, учиться общению
друг с другом, взаимоуважению и взаимопониманию.
3. Развивать эмоциональность детей, в том числе способность к
состраданию и сопереживанию.
4. Воспитывать самодисциплину.
5. Развивать умения донести свои идеи и ощущения до слушателя.
8

6. Развивать навыки выполнения действий на сцене.
7. Учить сценической пластике, технике речи.
8. Развивать голосовые возможности каждого ребёнка.
9. Ознакомить с профессиями художника – декоратора, гримера,
художника по костюмам, осветителя, звукорежиссёра.
10. Помогать в освоении элементов актерского мастерства на практике
через выступление в спектакле.
Воспитательные задачи (личностные) –
1. создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в
командной работе над проектом, с педагогом, со взрослыми).
2. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности,
усидчивости, аккуратности.
3. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализациюсамопрезентацию.
Развивающие задачи (метапредметные) –
1. выявить уровень способностей детей ;
2. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание,
восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение;
3. развить

навыки:

самостоятельности,

целеустремлённости,
последовательности

самоорганизации,

процесса,

творческие

способности как результат воспроизведения.
Методы работы:
Этапы организации деятельности учащихся:
1. Подготовка рабочих мест.
2. Теоретическая часть: беседа педагога, демонстрация наглядного
материала,

приёмов

работы,

совместный

анализ

полученной

информации.
9

3. Практическая часть: выбор и подготовка к работе необходимых
материалов, обучение театральному мастерству, использование на
практике ранее изученного материала.
4. Анализ выполненной работы
5. Уборка рабочих мест

Занятия предусматривают разделение учащихся на 3 группы по
возрастным категориям:
1 – 4 классы
5 – 8 классы
9 – 11 классы
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки
дикции, мизансцены.
Условия организации программы:
Актовый зал МАОУ СОШ №7
Ожидаемые результаты:
Формирование у учащихся целостного мировоззрения, учитывающего
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; этические
чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности;
Учащиеся научатся понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем; умение организовывать самостоятельную
творческую
деятельность,
выбирать
средства
для
реализации
художественного замысла;
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность; формулировать собственное мнение и позицию;
уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию; осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

1.3. План работы
Театральная студия «АртЭго»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план

№
п/п

Количество часов
Всего
Теория Практика

Название
раздела, темы

3

Азбука театра

3

1

2

Формы промежуточной
аттестации/
контроля

зачет, творческаяработа,
Вводное занятие

1

1

Театр как вид
искусства

2

2

Сценическая речь 20

4

16

Зачет, творческая работа

11

3

Предмет
сценической речи

4

Художественное
3
чтение
Выразительное
3
чтение
Дикционные
3
упражнения
Развитие навыка
4
логического
анализа текста
Игры со словами и 3
звуками
Актерская
16
грамота
Работа актера над 3
собой

5
6
7
8

9

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

2

внимания.
Особенности
3
сценического
внимания
Значение дыхания в 3
актерской работе
Мышечная свобода 2
Понятие о
2
предлагаемых
обстоятельствах
Сценическая задача 3
и чувство
Предлагаемые
16
обстоятельства.
(Театральные
игры)
Понятие
4
«театральная игра»
Понятие
4
«Предлагаемые
обстоятельства»
Составление
4
этюдов
Импровизация
4
Ритмопластика
16
Пластика
3
Тренировка
2
суставномышечного
аппарата

1

1

1

2

1

2
3

1

3
3

6

10

1

2

1

2

1

2

1
1

1
1

1

2

5

11

2

2

1

3

1

3

1
4
1
1

3
12
2
1

Зачет, творческая работа

Зачет, творческая работа

Зачет, творческая работа

12

21
22

23

24

25

Речевая и
3
двигательная
гимнастика
Музыкальный образ 4
средствами
пластики и
пантомимы
Пластическая
4
импровизация на
музыку разного
характера
Работа над
31
инсценировками
Творческий отчет 1
Премьерный показ 1
Итого
144

1

2

1

3

4

31
1
1
80

64

Творческая работа

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Сизых Наталья Сергеевна
Творческое объединение: Театральная студия «АртЭго»
Место проведения: МАОУ СОШ № 7
Форма занятия: очная
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

34 недель

Количество учебных дней

1 год обучения (от 144 час. -72 дня)

Даты начала и окончания учебного года

С 11.09.2025 для обучающихся 1 года обуч.
Входная- октябрь

Сроки промежуточной аттестации

Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения

Сроки итоговой аттестации (при наличии) По ПР (в конце 1 года) обучения (май)
13

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Характеристика (заполнить)
Площадь актового зала МАОУ СОШ № 7

Материально-техническое

-Сцена, зеркала, музыкальное оборудование,стулья

обеспечение
Информационное обеспечение

-аудио
- видео
- фото

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются:
- Творческая работа
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации

Методики

ДООП
Уровень развития творческого

Учебно-методическое пособие «Мониторинг

потенциала учащихся

качества образовательного процесса в УДОД»

Уровень развития высших

Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта Тест «Уровень социализации личности» (версия
учащихся

Р.И.Мокшанцева)
14

Показатели качества реализации

Методики

ДООП
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки

«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких

Ссылка:

Разрабатываются ПДО самостоятельно

учащихся
Уровень удовлетворенности

Изучение удовлетворенности родителей работой

родителей предоставляемыми

образовательного учреждения (методика

образовательными услугами

Е.Н.Степановой)

15

1.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Список литературы включает основную и дополнительную учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные
пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы) оформляется в соответствии с требованиями к
оформлению библиографических ссылок.
На сегодняшний день действует: межгосударственный стандарт
ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления». Именно в соответствии с ним рекомендуется
составлять

список

литературы.

Нормативные

правовые

акты

располагаются в соответствии с их юридической силой:
- Международные законодательные акты – по хронологии;
- Конституция РФ;
- Кодексы – по алфавиту;
- Законы РФ – по хронологии;
- Указы Президента РФ – по хронологии;
- Акты Правительства РФ – по хронологии;
- Акты министерств и ведомств в последовательности – приказы,
постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты
– по хронологии.
1.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».