Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ

Принята на заседании
педагогического совета
от «30 » августа 2024г.,
протокол № 4

«Утверждаю»:
Директор МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
_______________Е.Т Цынгунова
Приказ № 15
«30августа 2024г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей
программы на основе
дифференциации дополнительных общеобразовательных программ
(п. 2, ст. 75 273-ФЗ)

г. Улан-Удэ 2024 г.

1.

Общие положения

1.1. Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы в МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» (далее-Положение)
разработано с учётом: Законодательных актов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, ред. От 02.07.2021)
Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности
и правонарушений не совершеннолетних»
(с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020 года); Федерального закона "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N124-ФЗ
Указов Президента Российской Федерации:
Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Федерации Десятилетия детства»
Указа Президента РФ от 01.12.2016
развития Российской Федерации»

Российской

г. № 642 «О Стратегии научно технологического

Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»
Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации Концепция
развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации

«Об утверждении

н а период до 2025 года»
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка"(утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проект "Образование" 07.12.2018 г.,протокол № 3
«Об

утверждении санитарных

правил СП 2.4.3648-20

"Санитарно –

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
Нормативных
правовых
документов и
Министерства просвещения Российской Федерации

методических

рекомендаций

Порядок
применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ:

1.Приказ Министерства образования и науки Росси11с кой Федерации от 23 .08.20 17 №816
Приказ
Министерства
просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019
г. № 467
"Об
утверждении
Целевой
дели
развития региональных
систем
дополнительного
образования детей" (с изменениями 02.02.202 1 г.
№ 38
Порядок организации
дополнительным

и
осуществления
об щ образовательным

образовательной
деятельности по
программам

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 (с
из1\1. от 30.09.2020)
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациям и по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы»)
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. № ВБ - 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, проrраммы
дополнительных
общеобразовательных программ
образовательных технологий»

с

применением дистанционных

Устава и локальных актов учреждения (положения, приказы и т. п.) по основным вопросам
организации
и
осуществления
образовательно й д деятельности, в том числе
регламентирующие:
правила приема учащихся; режим занятий учащихся;
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся;
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся; порядок
оформления возникновения, приостановления и прекращения от ношений между
образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
2. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается ее
состоятельность в осуществлении образовательной деятельности и:
самостоятельно устанавливает порядок разработки
общеобразовательных программ (ст. 12 273-ФЗ);

и реализации дополнительных

самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительные общеобразовательные
программы (п. 5, ст. 12 273-ФЗ);

самостоятельно определяет содержание дополнительных общеобразовательных программ
и сроки обучения (п. 4, ст.75 273-ФЗ), количество учащихся в объединении и формы
организации образовательного процесса (п. 1, ст. 28 273-ФЗ);
самостоятельно выбирают учебно-методическое обеспечение, образовательные технологии
по реализуемым ими образовательным программам (п. 2, ст. 28 273-ФЗ), формы обучения,
формы аттестации и контроля.
1.3. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению
дополнительной
общеразвивающей
программы
на
основе
дифференциации
дополнительных общеобразовательных программ (п. 2, ст. 75 273-ФЗ), и не должны
противоречить Методическим ре коммендациям по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); Письмо
Минобрнауки России от 18.11.20 l 5 N2 09-3242.
1.4. Дополнительные
общеразвивающие программы, предназначенные для детей и
молодёжи, решают задачи общего развития, разрабатывается и принимается к реализации с
учётом следующих характерологических свойств дополнительного образования:
предоставление обучающемуся преимущественно в возрасте от 5 до 1 8 лет свободы
выбора
образовательной области, образовательной про грамм ы, объема
учебного материала и темпа его освоения; обеспечение прав ребенка на развитие,
личностное самоопределение и
самореализацию;
расширение возможностей удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их
семей в сфере образования;
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к
познанию, творчеству. труду, искусству; отсутствие образовательных стандартов
(содержание, дополнительного образования
определяется
неограниченно
человека);

образовательными

стандарт

пространстве

жизнедеятельности

направленность содержания на развитие у обучающихся мотивации к познанию и
творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала
личности, ее
образовательной активности;
деятельностный
характер
образовательного
процесса ,
его направленность на
организацию социального опыта обучающегося, формирование
социальной
мобильности , адаптивности, ответственности;
отсутствие сравнения достижений одного обучающегося
•

с достижениями другого;

сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися.

1.5. Дополнител ьная
общеразвивающая
программа
(далее
Программа)
это
нормативно-управленческий
документ ,
отражающий содержание
дополнительного
образования,
разработанный
по
одной из направленностей дополнительного
образования и представляющий комплекс средств воспитания, обучения, развития

обучающихся, реализуемый на основе имеющихся
(кадровых
и
материальных)
в
заказом.

ресурсов
соответствии
с социальным

1.6.Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются педагога ми
дополнительного образования самостоятельно с учётом нормативных документов,
санитарных норм, требования современной педагогической науки (п.1. 1.).

1.7. Разработка образовательных программ осуществляется путем осуществления двух
процессов: проектирование + конструирование : структура Программы составлена в
определённой последовательности взаимосвязанных её частей, содержание оформляется
в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся» (п. 22 ст. 2 273-ФЗ).
1.8.

Основные понятия, используемые в Положении:

Программа - комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы: пояснительная записка, цель, задач и, ожидаемые результаты, учебный план,
содержание; комплекс организаuионно-педагогических условий, который представлен в
виде календарного учебного графика, условий реализации программы, форм аттестации ,
оценочных и методических мате риа.1ов, списка литературы и других источников .
Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей схемы
образовательной программы, а конструирование - как более детальную проработку этой
схемы, как конкретизацию всех деталей с учетом реальных условий и современной
ситуации.
Учебный план - документ, который определяет перечень учебных предметов (дисциплин),
иных видов учебной деятельности по теоретическим и практическим часам с общим
объёмом часовой нагрузки на каждый год обучения.
Направленность
образования ориентация образовательной программы на конкретные
области знания и виды деятельности, определяющая преобладающие ее предметнотематическое
содержание, виды учебной
деятельности обучающегося
и
требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы (п.25,
ст. 2 273-ФЗ). Виды деятельности могут бьпъ
следующих направленностей
(Приказ196, п.9): технической, естественно-научной,
физкультурноспортивной , художественно й, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (п. 9
Приказ N 533 от 30.09.2020 г.).
Содержание образования в объединениях Центра должно содействовать взаимопониманию
и сотрудничеству между участниками образовательных отношений, обучающимися
независимого
от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих

под ход о в, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений
и убеждений, обеспечивать развитие способностей обучающихся, формирование и развитие
его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и
социокультурными ценностями.
1.9. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы строится на
следующих основаниях:
свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и режима их освоения;
соответствие дополнительных общеразвивающих программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностью обучающихся;
•вариативность.
гибкость
дополнительных

и

общеразвиваюших

программ;

мобильность

ориентация на предметные и личностные результаты образования; творческий
продуктивный характер дополнительных общеразвивающих программ.

и

1.10. Программы
основываются
на
отечественных
психолого- педагоrических
идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающие
пост роение
образовательного
процесса
с
учетом индивидуальных.
возрастных,
психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
1.11 В МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» реализуются преимущественно модифицированные
дополнительные общеразвивающие программы с элементами авторства (обладающая
актуальностью, оригинальностью и новизной) в разделах: проектная деятельность,
творческие мастерские, режиссёрско-постановочная работа и др. Адаптированные с
учётом психофизических данных на основе модулей.
Модифицированная программа - это программа, в основ у которой, положена примерная
(типовая) программа либо программа, разработанная
д другим автором, но измененная
с
учетом
особенностей
образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров
осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
1.12. Диагностические средства, используемые для выявления результатов, также
разнообразны, и отражают заинтересованность всех субъектов образовательной
деятельности в получении адекватной картины ее результативности - и со стороны педагога,
и со стороны администрации, и стороны родителей. Могут быть использованы как методы
известны х авторов. так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно.
1.13. Педагогические работники имеют право на:
творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и
методов
обучения и воспитания в пределах реализуемых образовательной программы,
отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

•
участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов,
календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (п. 3,
5, ст. 47 273-ФЗ).
1.14. По срокам реализации, Программы подразделяются с учётом уровней сложности:
годичные программы от 72-144 часов/год, двух- трёх годичные от 1 44-216 часов ,
долгосрочные от 3-5 лет -могут варьироваться от 72-216 часов с учётом творчества
дополнительно 36 часов/год.
1.15. ГАУ ДО РБ «РЦХТТ «Созвездие» вправе выдавать лицам, освоившим
общеразвивающие программы , документы об обучении в соответствии с образцом
и в порядке, которые установлены организацией ( п. 15, ст. 60 273-ФЗ).

2.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы должны
быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими
уровнями сложности:
«Стартовый». Предполагает
использование и реализацию
общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для
освоения
содержания программы. Дополнительные
общеразвивающие программы с количеством часов: 72 часа (2 часа в неделю), 144 часа (4
часа в неделю). Срок реализация: 1 год, 2 года. Возраст: 5- 18 лет (разновозрастный).
К
стартовому уровню
относятся
адаптированные программы
по обучению обучающихся с ограниченными
возможностями н здоровья
и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год ~ 72 часа (2 часа в неделю) . Занятия
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально,
на дому и дистанционно.
«Базовый уровень».
Предполагает
использование
и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического
направления
программы.
Дополнительные
общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов
(6 часов в неделю). Срок реализации: от 1 года до 3-х лет. Возраст: 8 -18 лет
(разновозрастный ).
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным)
разделам в рамках содержательно-тематического направле ния
про граммы.
Также предполагает углубленное
изучение содержания программы и доступ
к около профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
программы.

Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144 часа (4 часа в
неделю), 216 часов (6 часов в неделю).
Срок реализации: от 3-,х 1ет д о 5 ле т. Возраст: 5-18 лет (разновозрастш,111).
2.2. Структура дополнительной общеразвивающей
программы, соответств ующая
требованиям Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № ?73
от 29.12.2012 г.
Структура дополнительной
структурные эле\1ент ы:

общеразвивающей

программы

включает сле дующие

Титульный лист;
Комплекс основных характеристик программы;
Комплекс организационно-педагогических ус,1овий, включая формы аттестации.
Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») - первая страница,
предваряющая
текст программы и
служащая
источником
библиографической информации,
необходимостью й
для
идентификации документанаименование
учредителя,
образовательной
организации
«Принято» (Принята на заседании педагогического совета, дата, протокол N ),
«Утверждаю» с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа, название
программы, направленность, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации,
уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый , предпрофильный, ФИО,
должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки.
Второй лист предназначен для рекомендации
рецензировании программы и датам корректировки.

методическим

совето:,..1

о

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием
правовых документов)
Актуальность программы предлагаемой программы; своевременность,

нормативно-

современность

вид программы и
отличительные
особенности программы
характерные
свойства, отличающие программу от других, осталы-1ых; отличительные черты;
направленность программы - ориентация образовательной программы на
конкретные
области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметное содержание;
адресат программы с указание возраста - характеристика учащихся, на которых рассчитана
данная программа, их возрастные особенности, иные психолого-педагогические
характеристики с учётом вида творчества ;
объем программы
общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы - определяется содержанием программы количество недель,
месяцев, лет, необходимых для ее освоения; формы обучения - очная, очно-заочная,
заочная и дистанционная.
виды занятий - групповые, мелкогрупповые, индивидуальные; режим занятий периодичность и продолжительность занятий;
Цель, задачи, ожидаемые результаты
цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима;
задачи - это тактика, те конкретные этапы реализации про граммы, суммарным выражением
которых и является поставленная цель. Для формулировании задач можно воспользоваться
следующей их классификацией: обучающие, воспитательные, развивающие;
•
ожидаемые результаты - совокупность знаний , умений и навыков, личностных
качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных
результатов,
приобретаемых обучающимися по завершении освоения программы;
уровневая дифференциация психолого-педагогический аспект, обеспечение усвоения
учебного материала в зоне ближайшего развития обучающегося на основе особенностей его
субъектного опыта по уровням: стартового (репродуктивного ), базового (продуктивного),
продвинутого (творческого);
способ ы и формы проверки результатов - оценочные средства и методы, позволяющие
контролировать достижение заявленных результатов.
Содержание программы:
учебно-тематический план содержит название разделов и тем программы, количество
теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в
табличной форме;
«Название программы»
_ _ _ _ _ _ _ _ _ уровень (1 год обучения) Учебно-тематический план
расширенный календарно-тематический план разрабатывается в форме таблицы по часам,
с учётом даты и тем проведения учебных занятий.
содержание учебно-методического плана это реферативное описание разделов
и
тем программы
в
соответствии с последовательностью, заданной
учебно-тематическим планом, включая описание теоретической и практической частей,
форм контроля.
Комплекс организационно-педагогических условий
календарный учебный график - это составная часть дополнительной общеразвивающей
программы,
являющейся
комплексом
основных характеристик образования и
определяет количество учебных недель и количество учебных дней, дата начала и
окончания
учебных периодов/этапов; календарный учебный график является

обязательным приложением к дополнительной общеразвивающей
составляется для каждой группы ( ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5);

программе

11

условия реализации программы - описание методов и приемов работы в соответствии с
особенностями
содержания и
обучающихся, материально-техническое
обеспечение (помещения, оборудование, приборы); информационные и иные
ресурсы;
формы аттестации на основе критериев оценочных
качества реализации программы и методики;

материалов:

показатели

методические материалы - методы обучения, формы организации образовательной
деятельности, педагогические технологии с указанием авторов, дидактические материалы.
список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные
пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов); наглядный материал
(альбомы, атласы, карты, таблицы).

3.

Порядок принятия и утверждения дополнительно й общеразвивающей программы

3.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и принимается на
учебно-методическом совете, утверждается директором Учреждения.
3.2. На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении принятии
программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрении; об утверждении
программы директором.
3.3. Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу вносятся с учетом
результатов мониторинга качества реализации программы, последних изменений в
законодательстве, новых нормативных актов и до ку ментов. Внесенные изменения
и дополнения в программе рассмотрения, согласования и утверждения.
3.4.

Экспертиза

и

утверждение

вновь

разработанных

н

откорректированных дополнительных общеразвивающих программ проводится до 1
сентября текущего года. В случае принятия на работу нового педагога в течение учебного
года его образовательная программа рассматривается на учебно-методическом совете и
утверждается на педсовете .
3.5. Только после утверждения дополнительной общеразвивающей про граммы
директором Учреждения она может считаться полноценны м нормативно- правовым
документом и включается в учебный план Учреждения.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».