Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ» (МАОУ ДО «ЦДО «Эдельвейс» г. Улан-Удэ») Рассмотрено к утверждению: Утверждаю методического совета Директор МАОУ ДО Протокол № 4 «ЦДО «Эдельвейс» г. Улан-Удэ» От «1» сентября 2022 г. ____ ____________ Е. Т. Цынгунова От «1» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности театральная студия «Сюжет» Возраст обучающихся: 8–10 лет Срок реализации: 1 год 144 ч Разработал: Педагог дополнительного образования Якайтес Эльвира Антанасовна г. Улан-Удэ 2022 г. Пояснительная записка. Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети… Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений. Многочисленные кружки, студии, школы искусств и другие творческие коллективы воспитывают людей, характер, которых формируется под воздействием свободного творческого процесса. Театр традиционно воспринимается как храм искусства, где соединяются усилия актеров, режиссера, художников, музыкантов, мастеров костюма и света, а также усилия зрителей. Театр, как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания нового поколения, так как в процессе театрального действия происходит не только коллективное восприятие искусства, но и коллективное сопереживание, сочувствие, развивается именно та сфера общения, которая сколь необходима, столь и сложна. Актуальность. Затянувшийся кризис в экономике, социальная и правовая незащищенность граждан вызывает у некоторых детей искажение нравственных идеалов, ценностей. Более частыми стали проявления пренебрежения к нормам нравственности, разобщение общества, отчуждение человека от многообразия духовной культуры. Если педагог не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство, творчество и культура почитались во все времена. Педагог должен помочь становлению творческой личности. А творческий человек интересен во все времена и во всех областях. Деятельности. И такого человека можно воспитать посредством искусства. Давно уже не вызывает сомнения положительное воздействие искусства на психофизику человека. Внутренние возможности каждого из нас превосходят то, что нам может предложить жизнь. Всегда остается значительный остаток неосуществленного поведения. И если не дать ему выхода, возникает внутренний конфликт: первые неврозы и стремление снять их алкоголем или наркотиками. Стал уже научной истиной постулат Л. С. Выготского: «Необходим постоянно действующий эстетический канал». Таким каналом может стать театр – наиболее синтетический из всех видов искусств.\ Психологической особенностью детей 8 – 10-летнего возраста является «перестройка отношений с окружающими людьми», переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонном растущем равенстве. В самой природе детей заложены широкие возможности развития гибкости и продуктивности мышления, а потребность играть является основой огромного диапазона творческого роста и потенциала ребенка. Поэтому спектакли кукол, игры-драматизации, инсценировки – наиболее любимые детьми формы развлечений. В данный период очень важно не упустить время и направить ребенка в определенное русло, учитывая, что он пытается самостоятельно распределить свободное после школы время и найти интересные для себя способы досуга. Психологической особенностью подростка 11 – 15-летнего возраста является неравномерность индивидуального умственного, социального и нравственного развития, так называемый «трудный возраст». В этот период положение подростка весьма критическое – он переживает момент развития самопознания, социально- нравственного определения, общения со сверстниками и поиск дружбы, выбор профессии. У интеллектуально более развитых и творческих юношей и девушек расхождение между наличным и идеальным «я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он бы хотел обладать, значительно больше, чем у юношей со средними способностями. И поиски смысла жизни в данный период – одна из актуальных проблем подростков. Поэтому, при работе с творческими личностями вдумчивый педагог должен оценить к какому из двух полюсов тяготеет подросток и нужно ли учить его умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы. Театр – особое восприятие мира, особый «инструмент», воспитывающий культуру чувств, переживаний, дающий опыт эмоционально – ценностного отношения к миру. Главный элемент театра – игра. А игра – естественная форма существования ребенка, подростка. Через игру появляется возможность примерить на себя различные роли. А самое главное – театральная игра дает возможность воссоздать отношения людей друг к другу, научиться слушать и чувствовать другого человека. Для решения этих и многих других задач рассчитана данная программа. Программа рассчитана на детей 8–16 лет. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. Основная цель - научить ребят гармонично сосуществовать в реальном мире, адекватно реагировать на реальные жизненные ситуации, не теряя чувства собственного достоинства, через приобщение к миру искусства, что способствует обогащению эстетического мировоззрения; формировать творческую личность, способную к яркому самовыражению. Задачи: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость Формировать умения и навыки сценической культуры поведения Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива Организационные условия реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся разных возрастных групп. Каждая группа занимается 3 раза в неделю (1 час). В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований. Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении) принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям) принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся) принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу) принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности) Технологическую основу программы составляют следующие технологии: ▪ групповые ▪ игровые ▪ индивидуальное обучение ▪ педагогика сотрудничества Реализации этих технологий помогают следующие формы: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Теоретические и практические занятия Индивидуальные, групповые, коллективные Театральные игры Беседы Тренинги Экскурсии в театр Спектакли Праздники Методы: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Репродуктивный Иллюстративный Наблюдение Упражнение Поощрение Объяснение Личный пример Построение программы по разделам даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Базовым может быть любой раздел программы по выбору педагога. Разделы, представленные в учебно-тематическом плане, могут изучаться (на усмотрение преподавателя) как в прямой последовательности, так и в смешанной (в зависимости от их актуальности на момент проведения того или иного конкурса, заявляемого школой, районом или городом). Кроме того, изучение некоторых разделов (например, таких, как «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Пространственнознаковое поведение и взаимодействие») требует повторения, возвращения к изученному с целью углубления и расширения знаний, умений и навыков учащихся. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование ученика на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом. Каждое занятие сопровождается гимнастикой: • упражнения на дыхание; • упражнения, «согревающие» речевой аппарат; • упражнения, корректирующие осанку; • упражнения, корректирующие дикцию (скороговорки, чистоговорки); • упражнения на интонирование; • этюды (импровизации на заданные темы). На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек. Ожидаемые результаты. Так как данная программа является развивающей, она не предполагает зачетно экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками и педагогом студии. Для этого нами используются такие формы: ✓ класс-концерты ✓ творческие показы ✓ праздничные вечера, которые организуются внутри учебной группы, для показа другим группам, для показа родителям и широкой школьной аудитории. К концу года занятий обучающиеся: Имеют понятие: ▪ ▪ ▪ ▪ О театре и его видах Об элементарных технических средствах сцены Об оформлении сцены О нормах поведения на сцене и в зрительном зале Умеют: ▪ ▪ ▪ ▪ Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене Образно мыслить Концентрировать внимание Ощущать себя в сценическом пространстве Приобретают навыки: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Общения с партнером Элементарного актёрского мастерства Образного восприятия окружающего мира Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители Коллективного творчества I Раздел: Культура и техника речи 1) артикуляционная гимнастика; 2) работа с речевым дыханием; 3) акустический тренинг: а) фразы, звуки, слова, интонации, с обращением внимания на физические особенности звукоизвлечения - естественные резонаторы; б) работа со скороговорками; 4) реплики монолога, диалога - построение и произнесение; 5) развитие дикции. II Раздел: Ритмопластика 1) освобождение от мышечных напряжений - «зажимов» и «блоков»: освобождение от мышечных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это путь к освобождению от зажимов психологических, т.к. телесные порождаются психическими и наоборот; 2) подвижность — определение телесных индивидуальных качеств; 3) невербальные средства общения: мимика, движения, жест и их содержание - контекст, подтекст, атмосфера; действия с определенной эмоциональной окраской; 4) разминки с использованием упражнений на приобретение гибкости тела и подвижности суставов; 5) пластика - упражнения для развития пластичности, с индивидуальной и групповой работой: передача импульса движений, «воск», «статуя», построение геометрических фигур телом, «волны», блокировка и фиксация отдельных частей тела, графичность и последовательность, акцент в выразительном движении и т.д.; 6) психологический жест — взаимосвязи движения, слова, душевного (эмоционального) состояния; Данные занятия имеют цель: определение и снятие собственных телесных зажимов; осознание языка собственного тела; осознание языка тела окружающих; приобретение навыков выразительного движения. III Раздел: Пространственно-знаковое поведение и взаимодействие 1) внимание - сосредоточение внимания на «здесь» и «теперь», переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.; 2) воображение и фантазирование, запоминание: а) работа с воображаемым предметом; б) упражнения на память физических действий; 3) природа и логика действия: а) логика и техника бессловесных и вербальных элементов действия: оценка, пристройка, воздействие; б) интонационные формы; в) способы словесного воздействия: простые действия, сложные действия г) логика действия в паузе и монологе; 4) построение мизансцены; 5) этюдная работа: а) построение этюда, понятие события; 6) этюды: на заданную тему, на свободную тему; б) ритмика: а) понятия темпа и ритма; б) упражнения на раскрытие чувства ритма, паузы, группового темпоритма; 6) совершенствование осанки и походки; 7) взаимодействие с партнерами на сцене, освоение пространства сцены; 8) элементы индивидуальной и групповой пластической импровизации. IV Раздел: План постановок и мероприятий 1) подготовка и проведение тематических школьных мероприятий, эстрадных номеров, участие в концертных программах школы; 2) подготовка школьных агитбригад, участие в городских конкурсах; 3) постановка новых театрально-пластических номеров; посещение и обсуждение постановок театров города. Расписание занятий. День недели 1 гр. 2 гр. 3 гр. кабинет Понедельник 11.30 13.00 14.10 Сцена Среда 12.00 13.15 14.30 Сцена Пятница 12.00 13.30 14.45 Сцена 3 часа в неделю 3 часа в неделю 3 часа в неделю Всего: 18 часов Использованная литература 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с. 2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с. 3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с. 4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с. 5. Каришнев -Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с. 6. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с. 7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с. 8. Куликовская Т.А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению дикции. – М., 2007. 9. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. ВТО, 1984 10. Ершова А.П., Букатов В.М. Актёрская грамота – подросткам. М, 1994 11. Гиппиус С. Гимнастика чувств. М, 1967 12. Волконский С. Выразительное слово. С - П, 1913 13. Методические пособия, связанные с искусством театра («Театральные игры» Е. Шангиной, сборники сценариев «Чем развлечь гостей» под редакцией В.В.Хаустова, репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» под редакцией М. Газа, «Театральные игры» Е. Шангиной)