Общеразвивающая программа IT-start

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Принято»:

Утверждаю

На педагогическом совете

Директор МАОУ ДО

Председатель: методист МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»

«ЦДО «Эдельвейс» г. Улан-Удэ»

Чернецкая О.И
Протокол № 5
От «06» сентября 2023 г.
______________
Приказ № 21
Е.Т. Цынгунова
От «06» сентября 2023 г.
«Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ»
(МАОУ ДО «ЦДО «Эдельвейс» г. Улан-Удэ»)

Дополнительная общеобразовательная программа
«IT – start»
Направленность программы: техническая
Возраст обучающихся:12 -17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс»
Гармаханов М.Ц

г. Улан-Удэ 2023 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ:
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы.
1.1. Направленность.
1.2. Актуальность программы.
1.3. Отличительные особенности программы.
1.4. Педагогическая целесообразность.
1.5. Цель программы.
1.6. Задачи программы.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
1.8. Формы занятий.
2. Объем программы.
2.1. Количество часов по программе.
2.2. Срок реализации программы
2.3. Режим занятий
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты по освоению программы.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план.
2.2. Календарный учебный график.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ.
3.1. Методическое обеспечение программы.
3.2. Условия реализации программы.
3.3. Список литературы.

2

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы.
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «IT – start» (базовый
уровень)

(далее

-

Программа)

реализуется

в

соответствии

с

технической

направленностью образования: Программа позволяет организовать обучение детей в
области научно-технического творчества, инженерии. Новые образовательные технологии
и методики, позволяющие решить существующие проблемы в ранней профориентации,
дополнительном образовании, научно-техническом творчестве детей и подростков.
1.2. Актуальность программы. Неотъемлемой частью современного общества
стало повсеместное использование IT технологий. Технологии проникли и крепко
закрепились абсолютно во всех отраслях профессиональной деятельности человека, будь
то, медицина, образование, архитектура и строительство, машиностроение, производство,
сфера услуг или сельское хозяйство. Знания и умения, необходимые для организации
учебно-исследовательской деятельности, пригодятся для реализации школьных проектов.
Программа позволяет реализовать такие актуальные в настоящее время подходы, как
компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный.
1.3.

Отличительные

особенности

программы:

программа

содержит

дополнительный изучаемый материал, значительно расширяет возможности формирования
навыков работы на компьютере, изучения проектной деятельности с использованием
информационных технологий.
1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе,
использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать
динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать
целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и
творческие способности ребенка в оптимальном возрасте. Умение выделить систему
понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы
действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационнологическом моделировании), улучшает ориентацию ребенка в любой предметной области
и свидетельствует о его развитом логическом мышлении, что играет большую роль при
обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
3

1.5. Цель программы - развитие у детей прикладных знаний и навыков в области IT
технологий, научно-технического творчества, развитие информационной культуры у детей,
овладение ими навыками сознательного, рационального использования IT технологий в
своей учебной, а затем профессиональной деятельности, развитие интеллекта.
1.6. Задачи:
предметные:
•

Дать представления об IT – технологиях и их свойствах;

•

Познакомить с основными компьютерными технологиями;

•

Обучить работе в различных программах;

•

Сформировать понятийный аппарат в рамках изучаемой программы;

•

Способствовать

формированию

теоретического,

алгоритмического,

креативного уровня мышления;
•

Формировать навыки использования информационных технологий в

индивидуальной и коллективной деятельности.
личностные:
•

Сформировать мотивацию к научно-техническому творчеству;

•

Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей;
•

Воспитывать бережное

отношение

к

интеллектуальному труду,

оборудованию и технике.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 12-17 лет.
1.8. Формы занятий. При реализации дополнительной общеразвивающей
программы технической направленности допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения. С учетом потребностей, возможностей
обучающегося и в зависимости от объема обязательных занятий педагога дополнительного
образования с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Дополнительная общеразвивающая программа может реализовываться как самостоятельно,
4

так и посредством сетевых форм. При реализации дополнительных общеобразовательных
программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Также может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания программы и построения учебных планов.
2. Объем программы.
2.1. Количество часов по программе – 216 ч.
2.2. Срок реализации программы – 1 год (36 учебных недель)
2.3. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
3. Планируемые результаты.
3.1. Планируемые результаты по освоению программы:
- Формирование у обучающихся умения решать задачи поискового характера;
- Повышение интереса и активности обучающихся на занятиях;
- Создание системы сетевого взаимодействия со всеми субъектами образовательного
пространства;
- Умение работать в команде;
- В результате обучения по программе у обучающиеся сформируются: технической
грамотность, навыки конструирования, моделирования, программирования, интерес к
дальнейшему познанию и научно-техническому творчеству.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Для оценки результатов изучения дисциплины используются следующие формы
текущего контроля:
- учет посещаемости занятий;
- оценка выполнения аудиторных и домашних заданий;
- выполнение письменных контрольных работ;
5

Итоговая аттестация осуществляется после освоения всех тематических разделов
программы и успешного прохождения всех текущих контрольных мероприятий и проходит
в форме защиты проекта.
Фиксация образовательных результатов предполагает ведение журнала учёта
успеваемости и посещаемости занятий.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план.
Названия разделов и тем

Количество
часов

Введение.

8

Занятие 1. Понятие IT технологий.
Занятие 2. IT технологии в современных профессиях.
Коммуникация.
Занятие 3. Основы сетевого взаимодействия при работе в команде.

10

Занятие 4. Разнообразие способов интерактивного взаимодействие
в различных профессиях.
Техническое задание.
Занятие 5. Техническое задание и его анализ (поиск ключевых

18

требований и проектирование эффективных решений).
Занятие 6. Блок-схемы и основы проектной деятельности.
CRM.
Занятие 7. CRM системы.

18

Занятие 8. Практика применения CRM систем.
Task.
Занятие 9. Task системы.

14

Asana.
Занятие 10. Основы работы в Asana.

24

Trello.
Занятие 11. Основы работы в Trello.

26

Яндекс.Трекер.
Занятие 12. Основы работы в Яндекс.Трекер.
Bitrix24.
6

32

Занятие 13. Основы работы в Bitrix24.

30

Аналитика.
Занятие 14. Основные принципы работы со статистическими

12

данными. Формирование аналитических отчетов. Использование
информации в профессиях
Презентация.
Занятие 15. Редакторы для создания презентаций.

18

Занятие 16. Презентация проекта.
Защита проекта.
Занятие 17. Защита проекта

6

2.2. Содержание тем программы.
Введение.
Занятие 1. Понятие IT технологий.
Теория: Что такое IT; Развитие информационных технологий; Средства разработки;
Области практического применения.
Практика: Работа в сервисах интерактивной коммуникации.
Занятие 2. IT технологии в современных профессиях.
Теория: Современные профессии; IT в современных профессиях; Технологии и индустрия;
Рынок специальностей; Выбор профессии.
Практика: Знакомство со средствами взаимодействия; Обзорный практикум; Демонстрация
готовых решений. Коммуникация.
Занятие 3. Основы сетевого взаимодействия при работе в команде.
Теория: Понятие командной работы; Средства коммуникации в команде; Понятие deadline;
Облачные технологии; Сетевой development.
Практика: Инструмент Asana; Инструмент Trello; Инструмент Яндекс.Трекер; Инструмент
Bitrix24.
Занятие 4. Разнообразие способов интерактивного взаимодействие в различных
профессиях.
Теория: Анализ профессиональной деятельности и поиск автоматизации; Рынок услуг.
Практика: Сбор статистики; Формирование отчетов; Формирование анализа; Техническое
задание.

7

Занятие 5. Техническое задание и его анализ (поиск ключевых требований и
проектирование эффективных решений)
Теория: Работа в реальных проектах; Построение коммуникации с заказчиком; Понятие
технического задания; Ключевые характеристики технического задания в профессиях;
Практика: Чтение технического задания; Формирование задач разработки; Составление
плана работ; Оценка трудовых и временных затрат.
Занятие 6. Блок-схемы и основы проектной деятельности.
Теория: Понятие блок-схема; Принципы проектирования; Инструменты проектирования;
Инструменты реализации.
Практика: Работа в сервисе Cacoo; Формирование блок-схемы по техническому заданию.
CRM.
Занятие 7. CRM системы.
Теория: Понятие CRM; Области применения CRM; Рынок услуг.
Практика: Работа в CRM сервисах.
Занятие 8. Практика применения CRM систем.
Теория: Инструменты; Внедрение CRM; Переход на интерактивное взаимодействие; Рынок
услуг.
Практика: Работа в CRM сервисах.
Занятие 9. Task системы.
Теория: Понятие Task; Области применения Task; Рынок услуг.
Практика: Работа в Task сервисах.
Занятие 10. Основы работы в Asana.
Теория: Регистрация в Asana; Основы работы в сервисе; Подготовка проекта; Способы
эффективного применения.
Практика: Работа в Asana.
Занятие 11. Основы работы в Trello
Теория: Регистрация в Trello; Основы работы в сервисе; Подготовка проекта;
Способы эффективного применения.
Практика: Работа в Trello.
Занятие 12. Основы работы в Яндекс.Трекер.
Теория: Регистрация в Яндекс.Трекер; Основы работы в сервисе; Подготовка проекта;
Способы эффективного применения.
Практика: Работа в Яндекс.Трекер.
Занятие 13. Основы работы в Bitrix24.
8

Теория: Регистрация в Bitrix24; Основы работы в сервисе; Подготовка проекта; Способы
эффективного применения.
Практика: Работа в Bitrix24.
Занятие 14. Основные принципы работы со статистическими данными. Формирование
аналитических отчетов. Использование информации в профессиях.
Теория: Статистика; Аналитика; Рынок услуг.
Практика: Инструмент Яндекс метрика; Инструмент Google Аналитик.
Занятие 15. Редакторы для создания презентаций.
Теория: Формулирование ключевых преимуществ проекта; Принципы работы с Camtasia;
Принципы работы с видео-хостингами Youtube, Vimeo; Условия рынка и конкуренция.
Проектная деятельность: Графическое оформление проекта; Работа в InVision Studio;
Формирование портфолио в Behance, Youtube или Vimeo.
Занятие 16. Презентация проекта.
Теория: Условия успешной презентации; Модели презентации; Правильная подача – 70%
успеха.
Проектная деятельность: Разработка презентационных материалов.
Занятие 17. Защита проекта.
Проектная деятельность, защита проектов.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

И

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
3.1. Методическое обеспечение программы.

При организации обучения

используется дифференцированный, индивидуальный подход. На занятиях используются
следующие педагогические технологии: междисциплинарного обучения, проблемного
обучения, развития критического мышления, здоровьесберегающая, информационно
коммуникационные технологии и электронные средства обучения, игровая.
Образовательная программа содержит теоретическую и практическую подготовку,
большее количество времени уделяется выработке практических навыков. Формы занятий:
комбинированные, практическая работа, соревнование, дискуссии, беседы, лекции, игры.
Кроме традиционных методов используются эвристический метод; самостоятельная
работа; диалог, приемы дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение
каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей.
9

3.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
-

персональные компьютеры;

-

интерактивная панель;

-

акустические колонки;

-

магнитно-маркерная доска;

- Шлем VR профессиональный с базовыми станциями и контроллерами в комплекте.
Программное обеспечение: Windows, Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS
Publisher и др.
Кадровое обеспечение:
Программу

реализует

педагогический

работник

–

педагог

дополнительного образования.
Форма контроля: Самостоятельная работа, зачет, соревнования, презентация
творческих работ, самоанализ, защита проектов.
3.3. Список литературы.
Литература для педагога:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями,

осуществляющими образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций».
6. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию и
результативности дополнительных общеразвивающих программ, реализующихся в
10

государственных

образовательных

организациях,

подведомственных

Департаменту

образования города Москвы. — М.: ГБПУ «Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5
Литература для обучающихся:
1. Антошин, М.К. Учимся рисовать на компьютере / М.К. Антошин. - М.: Айрис,
2016. - 160 c.
2. Босова А.Ю., Босова Л.Л., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по
информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
3. Босова Л.Л., Михайлова Н.И., Угринович Н.Д. Практикум по информатике и
информационным технологиям - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
4. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год.
5. Левин А.Ш. Самоучитель работы на компьютере. - 9-е изд.– СПб.: Питер, 2006.
6. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение.
Учебная литература», 1997 год.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».