Общеразвивающая программа «Юный эколог»

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ
Рекомендовано к утверждению

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДО «Центр
дополнительного образования
«Эдельвейс» г. Улан-Удэ

Решением методического совета

__________Е.Т. Цынгунова
Протокол №4

«1» сентября 2022г.

От «01» сентября 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Возраст воспитанников: 7-10 лет
Срок реализации: 1 года

Разработал:
Педагог-организатор
Хунданова Нина Валериановна

Улан-Удэ 2022 год

Пояснительная записка
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юный
эколог» соответствует:
•
определенному
уровню
и
направленностям
дополнительных
образовательных программ;
• целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования
детей;
• современным образовательным технологиям.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» разработана в
соответствии с:
• Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№ 1726-р;
• Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол
от 30.11.2016 №11;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996 -р)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей",
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41.
• «Положением о порядке, разработки, оформления и утверждения
дополнительной «общеразвивающей программы» МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный эколог» имеет естественнонаучную направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в
современных условиях.
Уровень программы: ознакомительный.
Программа нацелена на формирование у учащихся системы знаний об
окружающем мире; развитие навыков изучения и сохранения живой природы,
рационального природопользования, экологической культуры и любви к
природе родного края.
2

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юный эколог» заключается в том, что она построена с учетом
интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к
самим себе, как неотъемлемой части природы. Общаясь с ней, изучая её
объекты и явления, обучающиеся постепенно постигают мир, в котором они
живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного
мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания,
испытывают

нравственно

эстетические

чувства

и

переживания,

пробуждающие их, заботятся о сохранении и приумножении природных
богатств.
Актуальность программы «Юный эколог» заключается в том, что
современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей
экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Актуальность программы обусловлена следующими позициями:
• Развитием и углублением умений и навыков.
• Организацией полноценного досуга детей.
• Поддержка талантливых детей и их творческого потенциала.
Педагогическая целесообразность
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии,
потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности,
смекалки,

сообразительности детей, развитии логического мышления. У

обучающихся развиваются личностные качества, такие как терпение,
трудолюбие,

самостоятельность,

любовь

к

природе,

сострадание,

наблюдательность.
Предлагаемые

в

программе

виды

деятельности

являются

целесообразными для детей 7-10 лет, так как учтены психологические
особенности их возраста, уровень умений и навыков обучающихся, а
содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
3

Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии
научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая
преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Цель реализации программы: формирование экологической грамотности,
нравственного поведения в мире природы и людей, здорового образа жизни.
Программа «Юный эколог» ставит пред собой следующие задачи:
Образовательные:
− Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
− Формировать осознанные представления о нормах и правилах
поведения в природе.
Развивающие:
− Развивать альтернативное мышление в выборе способов решения
экологических проблем, восприятие прекрасного и безобразного.
− Способствовать
самостоятельно

развитию

исследовательских

пользоваться

навыков,

информационными

умению

ресурсами,

самостоятельно применять знания в жизненных ситуациях.
Воспитательные:
− Воспитывать ответственное отношение к здоровью, к миру природы.
3. Отличительные особенности программы.
Программа построена на принципах развивающего обучения и
направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать
собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на
совершенствование

речи

обучающихся,

их

мышления,

творческих

способностей, культуры чувств.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств
реализации

содержания

эмоционально-поведенческую

программы,
природу
4

учитывающий
младшего

действенную

школьника,

личную

активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической
деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную

атмосферу,

организует

диалогическое

общение

с

обучающимися о взаимодействии с природой.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на учащихся 7-10 – лет. Форма обучения –
групповая. Формирование групп осуществляется в начале учебного года по 56 человек, согласно Устава МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» и санитарноэпидемиологических правил, и требований к заполняемости детских
объединений. Образовательный курс программы дополнительного
образования «Юный эколог» рассчитан на 1,5 года обучения, количество часов
по программе – 144 часа. Зачисление производится на основании письменного
заявления родителей или законных представителей. На курсы зачисляются все
желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Объём программы:
Полный объём программы составляет 144 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе:
Обучение по программе – очное.
Программа реализуется в течение учебного года или каникулярного
интенсива и предполагает индивидуальный или групповой режим занятий.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуаций свободного выбора поступков по отношению к
природе.

5

Практическая, деятельностная направленность осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую
работу.
Средствами эффективного усвоения
дидактические,

имитационные

игры,

программы являются: ролевые,
творческие

задания,

опыты

и

практические работы, беседы, инсценировки, путешествия, викторины,
экологические праздники, создание экологических проектов, которые
способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших
школьников, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и
прогулки в природу, экологические акции, составление памяток.
Срок освоения программы
Данная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год реализации.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей развития учащихся и освоения программы,
педагог может корректировать длительность часов.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа, продолжительность
учебного часа – 45 минут. Типы занятий: комбинированные, теоретические,
практические.
5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате реализации программы обучающиеся должны
знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные

группы

растительных

и

животных

организмов

и

их

приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
6

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания
и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между
ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем.
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры
борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с
окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего
здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
7

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
применять на практике:
- владеть основными экологическими терминами;
- делать заключение на основе наблюдений;
- быть способными отстаивать свою точку зрения;
- соблюдать правила поведения в природе;
- осуществлять уход за комнатными растениями;
- изготовлять экологические памятки.
Универсальные

учебные

действия,

формируемые

в

результате

реализации программы «Юный эколог».
Личностные действия:
•

ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивание их возможное влияние на будущее;

•

приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;

•

ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей.
Регулятивные действия:

•

планирования своих действий в соответствии с поставленной целью и
условиями ее реализации;

•

выполнения учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной
форме;
8

•

самостоятельное оценивание правильности

выполнения

задания

при

подготовке к сообщению, презентации, конференции;
•

использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования
и регуляции своей деятельности.
Познавательные действия:

•

использование

дополнительных

источников

информации,

нахождение

фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
•

на основе имеющих знаний умение отличать реальные исторические факты от
вымыслов;

•

узнавание символики своей области, города;

•

описывания достопримечательностей столицы родного края;

•

использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии т. д.)
и литературу о своём крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации.

•

использование знаково-символических средств, в том числе модели и
схемы при работе с контурной картой и атласом.

•

работа с атласом, глобусом и картой.
Коммуникативные действия:

•

понимание различные позиции других людей, отличные от собственной;

•

ориентирование на позицию партнера в общении;

•

учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций
в сотрудничестве.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном
росте обучающихся в объедении «Юный эколог», являются:
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
- Умение грамотно вести диалог и аргументировано участвовать в
обсуждении; задавать и отвечать на вопросы различного характера
экологической направленности.
- Активное участие в коллективной познавательной деятельности.
9

Формы

6.

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог»: участие
в конкурсах, олимпиадах, викторинах, смотрах, защита творческих работ,
изготовление памяток, инсценировки, защита проектов.

Учебно-тематический план
№

Название учебных

Общее

п/п

дисциплин, предметов,

кол-во

модулей

часов

В том числе
Теория

Практика

1.

Введение в программу

2

2

-

2.

Знакомство с экологией.

14

4

10

3.

Жизнь растений.

50

10

40

4.

Птицы наши друзья.

14

4

10

5.

Животные.

22

4

18

6.

Вода в природе.

12

4

8

7.

Реки, озера Родного края

12

4

8

6

2

4

12

4

8

144

38

106

8.

Загрязнение
окружающей среды.

9.

«Здоровье человека и
окружающая среда»
Итого:

Содержание программы.
1. Введение в программу - 2 ч.
Знакомство с целями и задачами программы, техника безопасности на
занятиях.
10

2. Знакомство с экологией - 14 ч.
Знакомство с понятием «Экология», экологическая этика, экологические
знаки,

экологические

памятки.

Экскурсии,

творческие

мастерские,

составление кроссвордов, поделки, рисунки.
3. Жизнь растений. - 50 ч.
Показать разнообразие царства растений, познакомить учащихся кружка с
растениями

хищниками,

комнатными

растениями,

лекарственными

растениями, изучить растения, внесенные в Красную книгу. Выполнить
исследовательские работы. Провести игры, викторины, рисунки, кроссворды,
презентации.

Конкурсы:

«Угадай

цветок»,

«Цветы

радость

жизни».

Аппликации: «Мой любимый цветок», «Цветочная поляна», «Коллективное
панно». Осуществить просмотр слайдов, выпустить экологические листовки.
4. Птицы наши друзья -14 ч.
Знакомство с птицами нашего края, перелетными птицами, зимующими
птицами. Жизнь птиц зимой. Как изготовить кормушки. Показать
презентацию «Разнообразие птиц»
5. Животные - 22 ч.
Многообразие животного мира. Животные в жизни человека и правила
безопасного поведения

при встрече с животными.

Красная Книга. Представители

Животные Бурятии.

домашних животных. Мои домашние

любимцы. Презентации: «Собаки на службе», «В мире кошек», «Жизнь в
аквариуме», «Многообразие птиц.» Выставки рисунков, викторины, загадки.
6. Вода в природе - 12 ч.
Вода в природе, экология воды. Презентация: «Вода – это жизнь». Знакомство
с пресноводными водоемами. Роль воды в жизни растений, животных и
человека.
7. Реки и озера Родного края - 12 ч.
Знакомство с основными реками и озерами Бурятии. Экология рек.. Природа
глазами детей. Экологический проект «Чистый берег». Загрязнение водоемов
и способы очистки питьевой воды.
11

8. Загрязнение окружающей среды - 6 ч.
Презентации: «Загрязнение окружающей среды», «Мы за чистоту планеты».
Круглый стол «Экологический патруль». Выпуск экологической газеты.
Конкурс

рисунков:

промышленными

«Загрязнение

отходами»,

окружающей

«Экологические

среды

бытовыми

запрещающие

и

знаки».

Экологическая этика.
9. «Здоровье человека и окружающая среда» - 12 ч.
Организм здорового человека. Просмотр слайдов. Заповеди здорового
питания. Исследовательский проект «Береги зубы смолоду». Как сохранить
хорошее зрение. «Как мы дышим…» органы дыхания. «Заповеди здорового
питания». Правильное питание.
Тематическое планирование образовательной программы
№ п/п

Название учебных

Общее

дисциплин, предметов,

кол-во

Теорети

Практи

модулей

часов

ческих

ческих

2

2

-

1.

Введение в программу

1.

Вводное

занятие.

В том числе

2

Знакомство с целями и
задачами программы.
Техника безопасности

на

занятиях кружка.
2.

Знакомство с экологией.

2.

Что такое экология.

14

4
2

Экология и мы, жители
планеты Земля.
3.

Место

человека

в

мире

природы.
12

2

10

Принятие в юные экологи.
4.

Экологическая

тропа.

2

Практическое занятие. Осень

2

Экскурсия.
5.

в природе. Экскурсия.
6.

Осень

глазами

юных

2

Составление кроссвордов по

2

экологов.
Природа и творчество.
Практическое занятие.
7.

теме «Осень».
«Осенняя гостиная».
8.

Творческая мастерская.

2

Презентации, поделки,
рисунки.
3.

Жизнь растений.

9.

Разнообразие

50
царства

10

40

2

растений.
Какие бывают растения?
10.

Деревья

и

кустарники

2

нашего края.
11.

Комнатные

растения.

Викторины,

рисунки.

2

Цветковые растения.
12.
13.

Лекарственные растения.
Цветочный
Презентация

2

карнавал.
о

цветах.

13

2

Викторины «Мои любимые
цветы».
14.

Такие

удивительные

2

растения.
(Растения

хищники).

Презентация.
15.

Красная книга – способ
защиты

редких

2

видов

растений.
16.

Красная

книга.

Практическая

2

работа.

«Запрещающие знаки нашей
планеты». Забота человека о
сохранении

многообразия

растений.
17.

Лекарственные

растения.

2

Игра - практикум «Что мы

2

Презентация.
18.

знаем

о

лекарственных

растениях».
19.

Растения-синоптики.

20.

Растения

–

Кроссворды,

2

синоптики.

2

рисунки,

викторины.
21.

Практическое

занятие.

Экологические памятки для
детей

и

Экологические

взрослых.
знаки.

Экологическая газета.
14

2

22.

Аппликация «Мой любимый

2

цветок».
Коллективное

панно

«Цветочная поляна».
23.

Эти удивительные растения

2

(слайды).
Конкурсная

программа

«Угадай цветок».
Цветы – радость жизни.
24.

Практикум

«Комнатные

цветы»

(наблюдение

отчет

о

2

и

домашних

растениях).
25.

Практикум «Комнатные

2

цветы» (наблюдение и
отчет о домашних
растениях).
26.

Выпуск

газеты «Зелёная

2

страничка».
27.

Конкурс

стихов

«Мои

2

любимые цветы».
Изготовление

открыток

«Цветочный калейдоскоп».
28.
29.

Уход за растениями.
Цветы

со

(Просмотр

всего

2
света.

слайдов,

энциклопедий, книг).
«Цветочные загадки».

15

2

30.

Практикум. Инвентарь для
ухода

за

комнатными

растениями.

Правила

эксплуатации
Подготовка

2

инвентаря.
почвы

для

посадки растений.
31.

Исследовательская работа.
«Факторы,

влияющие

2

на

рост и развитие растений».
32.

Будь

природе

Правила

другом.

поведения

2

в

природе.
33.

Охрана

природы.

Экологические

листовки.

2

Практическая работа.
4.

Птицы наши друзья.

34.

Разнообразие птиц.

2

35.

Птицы нашего края.

2

Птицы

нашего

14

4

10

края.

Зимующие птицы.
36.

Исследовательская работа.

2

«Синицы полезные или
вредные птицы».
Экскурсия. «Зимний лес».
37.

Перелетные

птицы.

2

Викторины:
«Как ты знаешь птиц».
38.

Жизнь птиц зимой.

2

Берегите птиц зимой.
16

39.

Материал для изготовления

2

кормушек. Виды кормушек.
40.

Презентация «Разнообразие

2

птиц».
5.
41.

Животные.

22

Многообразие

4

животного

2

безопасного

2

18

мира.
42.

Правила

поведения при встрече с
животными.
Значение

животных

в

жизни человека.
43.

Животные, занесенные в

2

Красную книгу.
44.

Животные,

занесенные

в

2

Красную книгу. Животные
родного края, занесенные в
Красную книгу. Причины
занесения

животных

в

Красную книгу.
45.

Выставка рисунков «Мои

2

домашние любимцы».
46.

Собака – друг человека.

2

Разные породы собак.
47.

Презентация. «Собаки на

2

службе».
48.

Кошки, которые нас

2

окружают.

17

49.

Презентация. «В мире

2

кошек»
50.

Аквариумные рыбки. Жизнь

2

в аквариуме.
51.

Разнообразие рыбок.

2

Рисунки, загадки,
викторины.
6.

Вода в природе.

12

4

52.

Вода источник жизни.

2

53.

Вода в природе. Экология

2

8

воды.
54.

Пресноводные

водоемы,

2

Стихи о воде. Рисунки,

2

озера и реки.
55.

кроссворды.
56.

Презентация. «Вода – это

2

жизнь»
57.

Вода в жизни растений,

2

животных, человека.
7.

Реки

и

озера

Родного

12

4

8

края.
58

Знакомство с реками и

2

озерами Бурятии.
59

Охрана и экология

60

Загрязнение

2

водоемов.

2

Рисунки.
61

Презентация « Загрязнение

2

воды и последствия».

18

62

Экологический проект

2

«Чистый берег».
Способы очистки питьевой
воды. Фильтр.
63

Экологическая

газета.

2

«Природа глазами детей».
8.

Загрязнение окружающей

6

2

4

среды.
64

Загрязнение окружающей

2

среды бытовыми отходами.
Презентация «Загрязнение
окружающей среды».
65

Конкурс рисунков.

2

Экологические
запрещающие знаки.
66

«Мы за чистоту планеты»
Круглый

2

стол.

«Экологический патруль».
«Экологическая газета».
9.

«Здоровье человека и

12

4

8

окружающая среда»
67

Я и мое здоровье. Организм

2

здорового человека.
68

Исследовательский проект

2

«Береги зубы смолоду».
69

Как сохранить хорошее

2

зрение.
70

«Как мы дышим…» органы

2

дыхания.
19

71

Ваша кожа. Кожа - зеркало

2

здоровья.
72

«Заповеди здорового

2

питания».
Правильное питание.
Итого:

144

38

106

Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года – 42 недели
Количество учебных дней – 84 дня.
Начало учебных занятий – 02 сентября. Окончание учебных занятий – 31 мая.
Зимние каникулы – с 31 декабря по 09 января.
Режим занятий: занятия проводятся по расписанию, утвержденному
директором.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана в
неделю составляет: 2 часа по 40 минут.
Перерыв для отдыха – между каждым занятием по 10 минут.
Родительские собрания проводятся в начале учебного года (сентябрь) и в
конце учебного года (май).
Консультации для родителей – проводятся согласно их запросам.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в светлом проветриваемом помещении. У каждого
учащегося имеется свое рабочее место, удобная мебель. В кабинете имеются
шкафы для хранения папок с рабочими материалами, методические пособия
Методическое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса необходимо методикодидактическое обеспечение: пакет творческих заданий по различным темам,
способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной
активности; набор

учебных

плакатов

по

экологии; игры-задания;

видеофильмы; аудиозаписи; художественная литература; энциклопедическая
литература; географические карты.

20

С целью достижения качественных результатов учебный процесс
оснащён

современными

мультимедийных

техническими

элементов

занятие

средствами.

С

помощью

визуализируется,

вызывая

положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной
учебной деятельности каждого ребёнка.

Список литературы
Литература для педагога:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28
декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников" СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях".
3. Александрова, Ю. Н. «Юный эколог» Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
4. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра,
1991.
5. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы

Текст

/Е. М. Елизарова. –

Волгоград: Учитель, 2007.
6. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова
//Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
7. Любимцев В. В., «Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему» - М,;Дрофа,
1995
8. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми».
21

9. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
10.Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный
проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое
образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука»
2011.57 с.
11.Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А.
«Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие
для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга.
2011. 36 с.
12.Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Экологообразовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное
естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся
начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
13.Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г.
«Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие.
Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.
14.Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”,
2007.
15.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство
«Астрель», 2000.
16.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
17.Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
18.Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
19.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
20.Интерактивные и мультимедийные разработки, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ.
Литература для обучающихся:
1. Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А.
«Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для
22

учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36
с.
2. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Экологообразовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественноматематическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной
школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
3. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический
дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство:
Научная книга. 2011.36 с.
4. Журнал «Юный натуралист».
5. Журнал «Муравейник».

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».