Общеразвивающая программа «Вокалисты»

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ
Рекомендовано к утверждению
УТВЕРЖДАЮ:
решением методического совета
Директор МАОУ ДО «Центр
Протокол № 5
дополнительного образования
От «10» января 2024 г.
«Эдельвейс» г. Улан-Удэ

Е.Т. Цынгунова
« 10» января 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вокалисты»

Педагог дополнительного образования:
Васина Надежда Олеговна

г. Улан –Удэ
2023-2024 г.
1

Содержание :

1. Пояснительная записка
2. Методическое обеспечение записка

-стр.3
-стр.6

3. Содержание программы записка

-стр.8

4. Список использованной литературы

-стр.16

2

1. Пояснительная записка
Обоснование программы
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её
непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой
опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику,
и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и
возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные
эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается
важность
музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для
развития общих психологических свойств (мышления, воображения,
внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости,
душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть
для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
Направление программы- художественное.
В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а
именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и
является одним из самых действенных факторов формирования гармонически
развитой, духовно-богатой личности.
Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в
работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря
систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей
приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие
музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию
профессионального искусства.
Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как
музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка
исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.
Для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни.
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма
общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и
принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят
ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое
благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно –
эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и
умения в этой области искусства.
Актуальность программы-связана с популяризацией в последнее время
детского вокального творчества, ростом числа детских вокальных
конкурсов и фестивалей.
В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей,
которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети
удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и
3

услышанными, обогащают свой
вокальный опыт, получая яркие
эмоциональные впечатления.
В процессе занятий у детей повышается интерес к вокальной музыке,
развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные
произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во
многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим
ценностям.
Новизна программы заключается в применении инновационных средств
музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с
традиционными музыкально-педагогическими средствами. Программой
предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернетконкурсах и фестивалях.
Вид программы- авторская
Цель программы:
создание условий для развития
потенциальных
творческих способностей через певческую деятельность детей младшего и
среднего школьного возраста.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей:
Образовательные:
•
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной,
эстрадной;
•
обучить основам музыкальной грамоты
•
обучить основам вокального мастерства
Воспитательные:
•
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и
исполнять ее;
•
Привить навыки сценического поведения;
•
Формировать чувство прекрасного на основе классического и
современного музыкального материала;
Развивающие:
•
Развивать музыкально-эстетический вкус;
•
Развивать музыкальные способности детей;
•
развивать творческую активность детей;
Основные направления развития по программе:
•
развитие музыкального слуха;
•
развитие вокальных способностей;
4

•
развитие ритмических способностей (координация слуховых и
двигательных навыков);
•
теоретическая часть дается в форме бесед и вокальных и дыхательных
упражнений .
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процесса позволяет делать занятия более эмоционально - и
информационно-насыщенными.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм
занятий, времени прохождения материала.
В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести
систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические
комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и
дает детям опыт самореализации.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное,
социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У
школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются
ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально
значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося,
формируется целостное представление о мире, развивается образное
восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка
являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного
края.
Метапредметными результатами являются:
5

- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству
родного края, нации, этнической общности.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- об искусстве вокала (голос, его возможности)
-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
-о культуре поведения на сцене;
Должны научиться, должны уметь:
-слушать и слышать музыку;
-вовремя вступать после музыкального вступления;
-движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
-ритмично двигаться под музыку;
-красиво выходить на сцену;
-ориентироваться в пространстве сцены;
красиво уходить со сцены.
2.Методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Возраст детей от 8 до 14лет.
Занятия проводятся по 1 часу 2 раз в неделю, 68 часов в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
– концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
6

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии
известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова,
Л.Серебряной,
А.Н.Стрельниковой, Пита Риггса.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое
предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку.
Формы подведения итогов:
1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
2.Участие детей в поселковых, районных мероприятиях, концертной
деятельности, тематических мероприятиях;
3.Участие детей в различных интернет-конкурсах и фестивалях.
Песенный
репертуар подбирается в соответствии с возрастными
особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется
возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать
свой образовательный маршрут.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс
задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности:
- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой,
литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в
тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного
материала, элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса,
строение голосового аппарата.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального
исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и
песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни,
значительно обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет
важную воспитательную роль в освоении содержания программы.

7

Отбор
произведений
осуществляется
с
учетом
доступности,
необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от
дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по
слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание не задается.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию,
звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий
фактор.
Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и
учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и
концертам.
3.Содержание программы
Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное
пение.
Задачи:
- формировать основы вокальной культуры;
- дать основы элементарной теории музыки ;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения, добиваться унисона;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены
вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.
2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения,
распевания, знакомство с упражнениями.
3. Звукообразование. Музыкальные штрихи
Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо.
Формирование вокального звука( в прикрытой позиции, академическая и
народная манеры пения).
4.Формирование правильных навыков дыхания.
8

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.
Упражнения, направленные на выработку певческого дыхания, взаимосвязь
звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе
В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и
музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова,
Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.
6.Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие
манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и
штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию
по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести
ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых
инструментов.
9.Музыкально-сценическое движение.
Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить
настроение в различных движениях для создания художественного образа.
Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.
10. Работа над репертуаром.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и
разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание
текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения
сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор
ошибок и поощрение удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и
фестивалях.
12. Итоговые занятия, творческие отчеты.
9

Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей.
Анализ выступления. Совместные чаепития.
Календарно-тематический план обучения
№
п/п

Разделы

В том числе
Общее
количество
часов

Практических

Теоретических

1
3

2

1
1

3

2

1

3

2

1

5

Вводное занятие
Знакомство
с
основными вокальнохоровыми
навыками
пения
Звукообразование. Муз.
штрихи
Формирование
правильных
навыков
дыхания
Дикция и артикуляция

6

Ансамбль. Унисон

3

2

1

7

Музыкальноисполнительская работа
Ритм
Музыкальносценическое движение
Работа над репертуаром

3

2

1

3
3

2
2

1
1

31

28

7

8

-

4

-

1
2

3
4

8
9
10
11
12

3

Концертная
8
деятельность
Итоговые
занятия, 4
творческие отчеты
ИТОГО

2

72

56

1

16

Результаты освоения программы обучения.
Учащиеся должны
10

Знать\понимать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над
репертуаром;

4. Список использованной литературы
а. для педагога
Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого сентября».
Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.
Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007

мастерства

Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка.
Библиотечка «Первого сентября» .Серия «Воспитание, образование,
педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.
Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовнонравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября». Серия
«Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.
Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для
школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей».
вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006

11

Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие.
Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.3(15).
М.,Чистые пруды 2007.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. –
СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития
способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

вокальных

Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. –
М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом
научно-технического творчества молодежи, 2004.
Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей.
Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Искусство». вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006.

б.Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/

в. для детей и родителей
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
12

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».