Общеразвивающая программа «Школа юнармейца»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ»
(МАОУ ДО «ЦДО «Эдельвейс» г. Улан-Удэ»)

Рекомендовано к утверждению

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДО «Центр
дополнительного образования
«Эдельвейс» г. Улан-Удэ

Решением методического совета
Протокол №4
От «_01.09.2023г.

Е.Т. Цынгунова
«_1_»_________09____2023___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа юнармейца»
Направленность программы: социально-гуманитарная
(базовый уровень)
Возраст обучающихся:10-17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс»
Цыренов Б.Д

г. Улан-Удэ 2023 г
2

Содержание
Раздел 1. Комплекс

основных характеристик образования: объем,

содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих

формы аттестации

2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
2.6 Список литературы
Приложение

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание
каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству,
основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований
военной и государственной службы; убежденность в необходимости
выполнения функции защиты Отечества в современных условиях;
формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых
для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов. Приоритетным
направлением
программы
является
патриотическое
воспитание
подрастающего поколения – детей и молодежи. В условиях гражданского
общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание
принципиально нового, демократического типа личности, способной к
инновациям, управлению собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость.
Программа «Школа юнармейца» является модифицированной и
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей рабочей (авторской) программы «Патриот», автор
Спиридонова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования.
Работа в объединении организуется и проводится в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития
дополнительного
образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
4сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утвержденный 07
декабря 2018 года.
6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Далее – Приказ № 196).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №
2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
4

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
11. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ.
13. Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06.07.2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения».
14. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Рыбалѐвой И.А., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дополнительного
образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края
от 2016 г.
15. Устав
муниципального
автономного
учреждения
центр
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
16. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной
службе».
17. Федеральный Закон «О днях воинской славы и памятных датах
России».
18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на годы, гг.».
19. Уставы образовательных учреждений, имеющих кадетские
(казачьи) классы (группы).
5

Направленность программы – социально-гуманитарная.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и
общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют
укрепления
экономической
мощи
Отечества,
повышения
его
обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического
воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и
учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего
поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Новизна программы. Данная программа позволяет придать
патриотическому воспитанию обучающихся системный и целенаправленный
характер, упорядочить подготовку к оборонно-спортивным играм.
Актуальность программы. Военно-патриотическое воспитание детей
включает в себя начальную военную, военно-техническую, моральнопсихологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического
воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что
позволит наиболее полно сформировать определенные качества (любовь к
стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость,
силу, выносливость и ловкость). Учащиеся должны получить хорошие
навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам
тактической подготовки.
Педагогическая целесообразность. Занимаясь по программе «Школа
юнармейца», учащиеся имеют возможность не только овладеть
теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками,
правилами ориентирования на местности в различных условиях, строевой,
огневой, военной подготовки, подробное представление о воинском труде.
Ещѐ один положительный момент – это то, что занятия по программе
благотворно влияют на детский организм, помогают развитию сплоченности,
дружбы, ответственности.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
6

Адресат программы
1- й год обучения – ученики 6-х классов,

2-й год обучения – ученики 7-х классов,
3-й год обучения – ученики 8-х классов,
Формирование учебных групп осуществляется согласно санитарноэпидемиологическим правилам и требованиям к наполняемости учебных
групп. Группы комплектуются мальчиками и девочками, не имеющими
предварительной подготовки (учащиеся общеобразовательных школ).
Количество человек в группе – 10 - 20 человек. Как правило, занятия
проводятся в группе, в соответствии с календарным учебным графиком. По
окончании учебного года и результатам диагностики учащиеся переходят на
следующий год обучения.
В состав объединения входят дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ОВЗ (не имеющие особых медицинских противопоказаний).
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы – базовый.
Срок реализации программы: 3 года (216 часов).
Форма обучения - очная (возможно электронное обучение некоторых
разделов программы).
Режим занятий:
1- й год обучения: 72 часа в год, 2 часа в неделю; 2 занятия по 40 минут,
перемена 10 минут.
2- й год обучения: 72 часа в год, 2 часа в неделю; 2 занятия по 40 минут,
перемена 10 минут.
3- й год обучения: 72 часа в год, 2 часа в неделю; 2 занятия по 40 минут,
перемена 10 минут.
Место проведения занятий – учебные классы, тир, спортивные залы
общеобразовательных учреждений.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется
разделам:
• военно-историческая подготовка;
• огневая подготовка;
• строевая подготовка;
7

по

следующим

специальная подготовка;
• законодательные основы военной службы.
Личностное развитие обучающихся – одна из основных задач в
реализации программы. Цель работы педагога в этом направлении –
•

8

способствовать формированию гражданской позиции патриотизма и любви к
Родине, способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни
достойного человека.
На всѐм протяжении работы с детьми педагог формирует у
занимающихся нравственные качества (честность, доброжелательность,
самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в
сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство педагога;
• высокая организация учебного процесса,
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив.
Образовательная
деятельность
и
воспитательная
работа
осуществляется в тесном взаимодействии с ветеранскими организациями,
войсковыми частями гарнизона, районным казачьим обществом.
Занятия проводятся по интересам сформированных в группы учащихся,
являющихся основным составом объединения.
Состав группы – постоянный.
Форма проведения занятий – групповая.
Программа ориентирована на учащихся кадетских (казачьих) классов
школ.
Виды занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики
содержания данной общеобразовательной программы и возраста учащихся
(теоретические занятия, практические занятия, военно-спортивные игры,
конкурсы, викторины, турниры, встречи с ветеранами военной службы,
ветеранами боевых действий, экскурсии).
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10)
сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине
болезни
или
длительного
санаторного
лечения
предусмотрен
индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очнозаочной форме.
В случае перехода на электронное обучение с применением дистанционных
технологий основные формы проведения учебных занятий - практические
занятия,
мастер-классы,
онлайн-конференции,
видеоконференции,
посредством использования электронной почты, образовательных интернетресурсов для трансляции или записи заданий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – развитие у обучающихся гражданственности,
патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных
ценностей, формирование у них значимых качеств, умений и готовности к их
активному проявлению в различных сферах жизни общества.
9

Цель первого года обучения – создание условий, способствующих
патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию
личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Цель второго года обучения – совершенствование системы
патриотического воспитания, гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Цель третьего года обучения – совершенствование системы
патриотического воспитания обучающихся, что способствует формированию
высокого патриотического сознания.
Задачи:
 воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
 воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего
народа, землякам;
 воспитание морально-волевых качеств;
 изучение истории вооруженных сил РФ;
 формирование у обучающихся морально-психологических качеств,
уважительного отношения к Вооружѐнным Силам Российской Федерации и
военной профессии, военно-профессиональная ориентация юношей на выбор
профессии офицера;
 овладение навыками строевой, огневой и специальной подготовки;
 развитие основных физических качеств: силовых, скоростных,
выносливости, ловкости и духовно-нравственных;
 развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности,
активности, дисциплинированности.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№,
п/п

Учебный план (1 год обучения)
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория Практика

Формы
контроля

1
5

0,5
4

0,5
1

Тестирование
Тестирование

8

7

1

Тестирование

4.

Вводное занятие
Военно-историческая
подготовка
Законодательные
основы военной
службы
Строевая подготовка

19

1

18

5.

Огневая подготовка

25

4

21

6.

Специальная
подготовка

6

2

4

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

1.
2.
3.

10

7.

Соревнования

8.
Итоговое занятие
Всего:

7

-

7

1
72

18,5

1
53,5

Практическое
задание
Тестирование

Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие – 1 час.
Теория. Объяснение техники безопасности и правил поведения на
занятиях.
Практика. Игры и упражнения.
Форма контроля: тестирование.
2. Военно-историческая подготовка – 5 часов.
Теория. Героическое прошлое России. От княжеской дружины до
регулярного войска. Правление Петра I. Военные реформы Петра I.
Практика. Просмотр видеофильмов.
Форма контроля: тестирование.
3. Законодательные основы военной службы – 8 часов.
Теория. История и становление воинских уставов. Воинские ритуалы.
Воинские звания. Общие положения устава внутренней службы. Общие
положения дисциплинарного устава. Общие положения строевого устава.
Общие положения устава гарнизонной, комендантской и караульной служб.
Практика. Викторина «Воинские звания».
Форма контроля: тестирование.
4. Строевая подготовка – 19 часов.
Теория. Изучение и совершенствование выполнения элементов
одиночной строевой подготовки (строевая стойка, повороты на месте,
движение строевым шагом, повороты в движении, выход из строя и подход к
начальнику, выполнение воинского приветствия). Строи отделения.
Построения отделения в развернутый и походный строй. Отработка строевых
приемов в составе отделения.
Практика. Отработка выполнения команд.
Форма контроля: практическое выполнение.
5. Огневая подготовка – 25 часов.
Теория. Меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия.
Спортивное оружие. Стрелковое оружие ВС РФ. Устройство и
предназначение автомата Калашникова. Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке АК, снаряжению магазина. Основы и правила
стрельбы из пневматического оружия. Изучение и совершенствование
техники стрельбы.
Практика. Кроссворд «Виды оружия».
Форма контроля: практическое выполнение.
6. Специальная подготовка – 6 часов.
11

Теория. Оружие массового поражения. Средства индивидуальной
защиты, практическое выполнение норматива по одеванию противогаза.
Ориентирование на местности. Правила поведения в чрезвычайных
ситуациях.
Практика. Отработка нормативов по одеванию противогаза.
Форма контроля: практическое выполнение.
7. Соревнования – 7 часов.
Практика. Приобщение обучающихся к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, сохранение и совершенствование
традиционных и поиск инновационных форм и методов работы по
патриотическому воспитанию обучающихся, подготовке их к военной
службе в правоохранительных органах, подразделениях МЧС при действиях
в ЧС и экстремальных ситуациях, воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, развитие физических качеств. Военизированная эстафета
Форма контроля: практическое задание.
8. Итоговое занятие – 1 час.
Практика. Тестирование. Награждение.
Форма контроля: тестирование.
Учебный план (2 год обучения)
Количество часов
№,
Название раздела,
Формы
п/п
темы
контроля
Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие
1
0,5
0,5
Тестирование
2.
6
3
3
Военно-историческая
Педагогическое
подготовка
наблюдение
Тестирование
3.
Законодательные
5
3
2
Тестирование
основы военной
службы
4.
Строевая подготовка
20
1
19
Практическое
выполнение
5.
Огневая подготовка
25
4
21
Практическое
выполнение
6.
Специальная
7
2
5
Тестирование
подготовка
7.
Соревнования
7
7
Практическое
задание
8.
Итоговое занятие
1
1
Тестирование
Всего:
72
13,5
58,5
Содержание учебного плана
2 год обучения
1. Вводное занятие - 1 час.
12

Теория. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина.
Меры безопасности на занятиях по основам военной подготовки.
Практика. Тесты.
Форма контроля: тестирование.
2. Военно-историческая подготовка - 6 часа.
Теория. Воинская слава России. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И.
Кутузов, П.С. Нахимов.
Практика. Викторина «Защитники отечества».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, тестирование.
3. Законодательные основы военной службы – 5 часа.
Теория. Составы военнослужащих и воинские звания в ВС РФ.
Положения устава внутренней службы о внутреннем порядке в повседневной
деятельности
военнослужащих.
Дисциплинарная
ответственность
военнослужащих. Организация караульной службы в ВС РФ.
Практика. Кроссворд «Деятельность военнослужащих».
Форма контроля: тестирование.
4. Строевая подготовка – 20 часов.
Теория. Изучение и совершенствование выполнения элементов
одиночной строевой подготовки (строевая стойка, повороты на месте,
движение строевым шагом, повороты в движении, выход из строя и подход к
начальнику, выполнение воинского приветствия). Строи отделения.
Построения отделения в развернутый и походный строй. Отработка строевых
приемов в составе отделения. Прохождение торжественным маршем.
Порядок возложения венков к мемориалам Воинской славы.
Практика. Отработка выполнения строевых приемов.
Форма контроля: практическое выполнение.
5. Огневая подготовка – 25 часов.
Теория. Меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия.
Работа частей и механизмов автомата Калашникова. Выполнение
нормативов по неполной разборке и сборке АК. Ручные осколочные гранаты.
Техника метания гранат. Основы и правила стрельбы из пневматического
оружия. Изучение и совершенствование техники стрельбы.
Практика. Сборка и разборка автомата на время.
Форма контроля: практическое выполнение.
6. Специальная подготовка –7 часов.
Теория. Ориентирование на местности. Понятие ориентирования,
определение точки стояния, способы ориентирования. Определение
магнитных азимутов направлений на местности. Правила поведения в
чрезвычайных ситуациях.
Практика. Определение сторон света.
Форма контроля: тестирование.
7. Соревнования – 7 часов.
Практика. Приобщение обучающихся к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, сохранение и совершенствование
13

традиционных и поиск инновационных форм и методов работы по
патриотическому воспитанию обучающихся, подготовке их к военной
службе в правоохранительных органах, подразделениях МЧС при действиях
в ЧС и экстремальных ситуациях, воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, развитие физических качеств. Военизированная эстафета
Форма контроля: практическое задание.
8. Итоговое занятие – 1 час.
Практика. Тестирование. Награждение.
Форма контроля: тестирование.
Учебный план (3 год обучения)
№,
п/п
1.
2.

4.

Название раздела,
темы
Вводное занятие
Военно-историческая
подготовка
Законодательные
основы военной
службы
Строевая подготовка

5.

Огневая подготовка

6.

Специальная
подготовка
Соревнования

3.

7.

8.
Итоговое занятие
Всего:

Количество часов
Формы
контроля
Всего Теория Практика
1
0,5
0,5
Опрос
8
7
1
Педагогическое
наблюдение
6
5
1
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
20
1
19
Практическое
выполнение
23
3
20
Практическое
выполнение
6
2
4
Педагогическое
наблюдение
7
7
Практическое
задание
1
1
Тестирование
72
18,5
53,5

Содержание учебного плана
3 год обучения
1. Вводное занятие - 1 час.
Теория. Объяснение техники безопасности и правил поведения на
занятиях
Практика. Игры и упражнения.
Форма контроля: опрос.
2. Военно-историческая подготовка - 8 часов.
Теория. Героизм русского солдата при обороне Порт-Артура. Русская
армия в первой мировой войне. Основные сражения Великой Отечественной
войны. Защитники Отечества в локальных войнах и военных конфликтах
современности.
14

Практика. Встречи с ветеранами боевых действий.

15

Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
3. Законодательные основы военной службы – 6 часов.
Теория. Государственные и военные символы Российской Федерации.
Боевое знамя воинской части. Права, обязанности и ответственность
военнослужащих. Организация и несение гарнизонной и комендантской
служб. Участие войск в парадах и общественных мероприятиях.
Практика. Кроссворд «Военные символы».
Форма контроля: педагогическое наблюдение, тестирование.
4. Строевая подготовка – 20 часов.
Теория. Изучение и совершенствование выполнения элементов
одиночной строевой подготовки (строевая стойка, повороты на месте,
движение строевым шагом, повороты в движении, выход из строя и подход к
начальнику, выполнение воинского приветствия). Строи отделения.
Построения отделения в развернутый и походный строй. Отработка строевых
приемов в составе отделения. Прохождение торжественным маршем.
Порядок возложения венков к мемориалам Воинской славы. Порядок смены
часовых почетного караула.
Практика. Отработка выполнения строевых приемов.
Форма контроля: практическое выполнение.
5. Огневая подготовка – 23 часа.
Теория. Меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия.
Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке АК. Выполнение
норматива по метанию гранат на дальность. Выполнение норматива по
метанию гранат на точность. Основы и правила стрельбы из пневматического
оружия. Изучение и совершенствование техники стрельбы.
Практика. Отработка выполнения нормативов.
Форма контроля: практическое выполнение.
6. Специальная подготовка – 6 часов.
Теория. Основы современного общевойскового боя. Основные
тактические понятия, определения и термины. Действия солдата в бою.
Практика. Просмотр учебных видеофильмов.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
7. Соревнования – 7 часов.
Практика. Приобщение обучающихся к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, сохранение и совершенствование
традиционных и поиск инновационных форм и методов работы по
патриотическому воспитанию обучающихся, подготовке их к военной
службе в правоохранительных органах, подразделениях МЧС при действиях
в ЧС и экстремальных ситуациях, воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, развитие физических качеств. Военизированная эстафета
Форма контроля: практическое задание.
8. Итоговое занятие – 1 час.
Практика. Тестирование. Награждение.
Форма контроля: тестирование.
16

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом образовательной деятельности обучающихся являются
показатели, характеризующие развитие и оздоровление детей:
 рост уровня развития физических качеств и приобретения основ
здорового образа жизни; (добавить к задачам);
 освоение основных приѐмов и навыков строевой, огневой и
специальной подготовки;
 рост личностного развития;
 умение оценивать свои достижения;
 формирование морально-психологических качеств уважительного
отношения к Вооружѐнным Силам Российской Федерации и военной
профессии, военно-профессиональная ориентация юношей на выбор
профессии офицера;
 развитие основных физических качеств, а также деловых качеств.
Программа предполагает воспитание:
 гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
 бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;
 морально-волевых качеств.
К концу 1 года обучающиеся
должны знать:
 элементы строя, виды строя;
 меры безопасности при стрельбе, боевые свойства и устройство
пневматического оружия;
 способы ориентирования на местности;
 героическое прошлое России до эпохи Петра I включительно;
 правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
 общие положения уставов ВС РФ.
должны уметь:
 выполнять элементы одиночной строевой подготовки: повороты на
месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, воинское
приветствие на месте и в движении;
 выполнять изготовку к стрельбе и стрельбу из положения, лежа, стоя
и с колена из пневматического оружия;
 ориентироваться на местности;
 пользоваться индивидуальными средствами защиты;
 владеть основами техники стрельбы из пневматического оружия.
К концу 2 года обучающиеся
должны знать:
 элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в
строю в составе отделения;
17

 автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и
принцип действия, приемы стрельбы;
 роль и значение в военной истории России великих русских
военноначальников;
 положения уставов о внутреннем порядке в повседневной
деятельности военнослужащих, о дисциплинарной ответственности
военнослужащих и организации караульной службы в ВС РФ;
 правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
должны уметь:
 уверенно выполнять элементы одиночной строевой подготовки;
 производить неполную разборку автомата Калашникова, снаряжение
магазина;
 владеть техникой стрельбы из пневматического оружия;
 владеть техникой метания ручных гранат.
К концу 3 года обучающиеся
должны знать:
 государственные и военные символы Российской Федерации;
 ручные осколочные гранаты: их назначение, боевые свойства,
устройство и принцип действия, приемы и правила метания;
 военно-исторические события 20-го века и современной истории;
 основные формы тактических действий войск;
 правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
должны уметь:
 уверенно выполнять элементы одиночной строевой подготовки и в
составе отделения;
 производить неполную разборку автомата Калашникова, снаряжение
магазина;
 владеть техникой стрельбы из пневматического оружия;
 владеть техникой метания ручных гранат;
 пользоваться индивидуальными средствами защиты.

18

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

№

1

2
3
4
5
6

7
8
9

2.1 Календарный учебный график
К программе «ШКОЛА ЮНАРМЕЙЦА»
1 год обучения, 6-й класс
Дата
Тема занятия
КолФорма занятия
во
план.
факт.
часов
Вводное занятие
1
1
Объяснение техники безопасности и
Комбинированное
правил поведения на занятиях.
занятие
Игры и упражнения
Военно-историческая подготовка
5
Героическое прошлое России
1
Теоретическое
занятие
От княжеской дружины до регулярного
1
Теоретическое
войска
занятие
Правление Петра I
1
Теоретическое
занятие
Военные реформы Петра I
1
Комбинированное
занятие
Просмотр видеофильмов
1
Комбинированное
занятие
Законодательные основы военной службы
8
История и становление воинских
1
Теоретическое
уставов
занятие
Воинские ритуалы
1
Теоретическое
занятие
Воинские звания
1
Теоретическое
занятие
19

Место
проведения

Время
проведения

Форма
контроля
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

10
11
12
13
14
15

16

17

18

19

20

Общие положения устава внутренней
службы
Общие положения дисциплинарного
устава
Общие положения строевого устава

1

Общие положения устава гарнизонной,
комендантской и караульной служб
Викторина «Воинские звания»
Строевая подготовка
Изучение
и
совершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки (строевая стойка)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (строевая стойка)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты на
месте)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты на
месте)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (движение
строевым шагом)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (движение

1

1
1

1
19
1

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Викторина

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение

1

Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

20

27

строевым шагом)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты в
движении)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты в
движении)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (выход из строя и
подход к начальнику)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (выход из строя и
подход к начальнику)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (выполнение
воинского приветствия)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (выполнение
воинского приветствия)
Строи отделения

28

Строи отделения

1

29

Построения отделения в развернутый и
походный строй

1

21

22

23

24

25

26

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

21

30
31
32
33

34

35

Построения отделения в развернутый и
походный строй
Отработка строевых приемов в составе
отделения
Отработка строевых приемов в составе
отделения
Отработка выполнения команд
Огневая подготовка
Меры безопасности при стрельбе из
пневматического оружия.
Спортивное оружие
Спортивное оружие

1
1
1
1
25
1

1

36

Спортивное оружие

1

37

Стрелковое оружие ВС РФ

1

38

Стрелковое оружие ВС РФ

1

39

Устройство и предназначение автомата
Калашникова
Устройство и предназначение автомата
Калашникова
Устройство и предназначение автомата
Калашникова
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению
магазина
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению

1

40
41
42

43

1
1
1

1
22

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Практическая
работа

Практическое
выполнение

44

45

46

47

48

49
50
51
52
53
54
55
56

магазина
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению
магазина
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению
магазина
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению
магазина
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению
магазина
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК, снаряжению
магазина
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Комбинированное
занятие
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое

1
1
1
1
1
1
1
23

57
58

59
60

61

62
63
64

65
66
67
68
69

стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Кроссворд «Виды оружия»
Специальная подготовка
Оружие массового поражения

работа
Практическая
работа
Кроссворд

выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

1

Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение

1

Комбинированное
занятие
Теоретическое
занятие
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

7
1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

1
1
6
1

Средства индивидуальной защиты,
практическое выполнение норматива по
одеванию противогаза
Средства индивидуальной защиты,
практическое выполнение норматива по
одеванию противогаза
Ориентирование на местности

1

Правила поведения в чрезвычайных
ситуациях
Отработка нормативов по одеванию
противогаза
Соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования

1
1

24

Военно-спортивные игры,
соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования
Итоговое занятие
Итоговое занятие.
Подведение итогов
Награждение

70
71

72

1

Соревнования

1

Соревнования

1
1

Круглый стол

Практическое
задание
Практическое
задание
Тестирование

Итого 72 часа

№

1

2
3
4
5
6

Календарный учебный график
к программе «ШКОЛА ЮНАРМЕЙЦА»
2 год обучения, 7-й класс
Дата
Тема занятия
КолФорма занятия
во
план.
факт.
часов
Вводное занятие
1
Объяснение техники безопасности и
1
Комбинированное
правил поведения на занятиях.
занятие
Игры и упражнения
Военно-историческая подготовка
6
Воинская слава России
1
Теоретическое
занятие
Воинская слава России. А.В. Суворов
1
Теоретическое
занятие
Воинская слава России. Ф.Ф. Ушаков
1
Теоретическое
занятие
Воинская слава России. М.И. Кутузов
1
Теоретическое
занятие
Воинская слава России. П.С. Нахимов
1
Теоретическое
занятие
25

Место
проведения

Время
проведения

Форма
контроля
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

7
8
9

10
11
12

13

14

15

16

17

Викторина «Защитники отечества»
Законодательные основы военной службы
Составы военнослужащих и воинские
звания в ВС РФ
Положения устава внутренней службы
o внутреннем порядке в повседневной
деятельности военнослужащих
Дисциплинарная ответственность
военнослужащих
Организация караульной службы в ВС
РФ
Кроссворд «Деятельность
военнослужащих»
Строевая подготовка
Изучение
и
совершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки
Изучение
исовершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки (строевая стойка)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты на
месте)
Изучение
и
совершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки (движение
строевым шагом)
Изучение
и
совершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки (повороты в

Викторина

1
5
1
1

1
1
1
20
1

Тестирование

Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Теоретическое
занятие
Комбинированное
занятие
Кроссворд

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Теоретическое
занятие

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

26

20

движении)
Изучение
и
совершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки (выход из строя и
подход к начальнику)
Изучение
и
совершенствование
выполнения
элементов
одиночной
строевой подготовки (выполнение
воинского приветствия)
Строи отделения

21

Строи отделения

1

22

1

26

Построения отделения в развернутый и
походный строй
Построения отделения в развернутый и
походный строй
Отработка строевых приемов в составе
отделения
Отработка строевых приемов в составе
отделения
Прохождение торжественным маршем

27

Прохождение торжественным маршем

1

28

Прохождение торжественным маршем

1

29

Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы

1

18

19

23
24
25

30

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

1
1
1
1

1
27

31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы.
Отработка выполнения строевых
приемов
Огневая подготовка
Меры безопасности при стрельбе из
пневматического оружия
Работа частей и механизмов автомата
Калашникова
Работа частей и механизмов автомата
Калашникова
Работа частей и механизмов автомата
Калашникова
Работа частей и механизмов автомата
Калашникова
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Ручные осколочные гранаты

1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

43

Ручные осколочные гранаты

1

44

Ручные осколочные гранаты

1

45

Техника метания гранат

1
28

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Теоретическое
занятие
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

46

Техника метания гранат

1

47

Техника метания гранат

1

48

Техника метания гранат

1

49

Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы
Изучение и совершенствование техники
стрельбы.
Сборка и разборка автомата на время

1

50
51
52
53
54
55
56
57

58
59

60

Специальная подготовка
Ориентирование на местности
Понятие ориентирования; определение
точки
стояния;
способы
ориентирования
Понятие ориентирования; определение

1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1

1
29

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Комбинированное

Педагогическое

64

точки
стояния;
способы
ориентирования
Определение магнитных азимутов
направлений на местности
Определение магнитных азимутов
направлений на местности
Правила поведения в чрезвычайных
ситуациях
Определение сторон света

65

Соревнования
Военно-спортивные игры, соревнования

7
1

Соревнования

66

Военно-спортивные игры, соревнования

1

Соревнования

67

Военно-спортивные игры, соревнования

1

Соревнования

68

Военно-спортивные игры, соревнования

1

Соревнования

69

Военно-спортивные игры, соревнования

1

Соревнования

70

Военно-спортивные игры, соревнования

1

Соревнования

71

Военно-спортивные игры, соревнования

1

Соревнования

72

Итоговое занятие
Итоговое занятие
Подведение итогов
Награждение

1
1

Круглый стол

61
62
63

занятие
Комбинированное
занятие
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1
1
1

Итого 72 часа
30

наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Тестирование

№

1

2
3
4
5
6
7

8

9

10

Календарный учебный график
к программе «ШКОЛА ЮНАРМЕЙЦА»
3 год обучения, 8-й класс
Дата
Тема занятия
КолФорма занятия
во
план.
факт.
часов
Вводное занятие
1
1
Объяснение техники безопасности и
Комбинированное
правил поведения на занятиях
занятие
Игры и упражнения
Военно-историческая подготовка
8
Героизм русского солдата при обороне
1
Теоретическое
Порт-Артура
занятие
Русская армия в первой мировой войне
1
Теоретическое
занятие
Русская армия в первой мировой войне
1
Теоретическое
занятие
Основные
сражения
Великой
1
Теоретическое
Отечественной войны
занятие
Основные сражения Великой
1
Теоретическое
Отечественной войны
занятие
Защитники Отечества в локальных
1
Теоретическое
войнах и военных конфликтах
занятие
современности
Защитники Отечества в локальных
1
Теоретическое
войнах и военных конфликтах
занятие
современности
Встречи с ветеранами боевых действий
1
Встреча
Законодательные основы военной службы
Государственные и военные символы

6
1

Теоретическое
31

Место
проведения

Время
проведения

Форма
контроля
Опрос

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

11
12
13
14
15
16

17

18

19

20

Российской Федерации
Боевое знамя воинской части
Права, обязанности и ответственность
военнослужащих
Организация и несение гарнизонной и
комендантской служб
Участие войск в парадах и
общественных мероприятиях
Кроссворд «Военные символы»
Строевая подготовка
Изучение
и
совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (строевая стойка)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты на
месте)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (движение
строевым шагом)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (повороты в
движении)
Изучение и совершенствование
выполнения элементов одиночной
строевой подготовки (выход из строя и
подход к начальнику; выполнение
воинского приветствия)

1
1
1
1
1
20
1

занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Кроссворд

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение

1

Комбинированное
занятие

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

1

Практическая
работа

Практическое
выполнение

32

21

Строи отделения

1

Практическая
работа

22

Строи отделения

1

Практическая
работа

23

1

27

Построения отделения в развернутый и
походный строй
Построения отделения в развернутый и
походный строй
Отработка строевых приемов в составе
отделения
Отработка строевых приемов в составе
отделения
Прохождение торжественным маршем

28

Прохождение торжественным маршем

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

24
25
26

29
30
31
32
33
34
35

Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы
Порядок смены часовых почетного
караула
Порядок смены часовых почетного
караула
Порядок смены часовых почетного
караула
Отработка выполнения строевых
приемов
Огневая подготовка

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
23
33

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Меры безопасности при стрельбе из
пневматического оружия.
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение нормативов по неполной
разборке и сборке АК
Выполнение норматива по метанию
гранат на дальность
Выполнение норматива по метанию
гранат на дальность
Выполнение норматива по метанию
гранат на дальность
Выполнение норматива по метанию
гранат на дальность
Выполнение норматива по метанию
гранат на точность
Выполнение норматива по метанию
гранат на точность
Выполнение норматива по метанию
гранат на точность
Выполнение норматива по метанию
гранат на точность
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из
пневматического оружия
Изучение и совершенствование

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое

52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62

техники стрельбы
Изучение и совершенствование
техники стрельбы
Изучение и совершенствование
техники стрельбы
Изучение и совершенствование
техники стрельбы
Изучение и совершенствование
техники стрельбы
Изучение и совершенствование
техники стрельбы
Изучение и совершенствование
техники стрельбы
Отработка выполнения нормативов
Специальная подготовка
Основы современного общевойскового
боя
Основные тактические понятия,
определения и термины
Основные тактические понятия,
определения и термины
Действия солдата в бою

работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1
1
1
1
1
1
6
1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1
1

63

Действия солдата в бою

1

64

Просмотр учебных видеофильмов

1

65

Соревнования
Военно-спортивные игры,
соревнования.

7
1

Соревнования
35

выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическое
задание

66
67
68
69
70
71
Итоговое занятие
72

Военно-спортивные игры,
соревнования.
Военно-спортивные игры,
соревнования.
Военно-спортивные игры,
соревнования.
Военно-спортивные игры,
соревнования.
Военно-спортивные игры,
соревнования.
Военно-спортивные игры,
соревнования.
Итоговое занятие
Подведение итогов
Награждение

1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

1

Соревнования

1
1

Круглый стол

Итого 72 часа

36

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Тестирование

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Необходимые ресурсы для проведения занятий: учебные классы, тир,
спортивные залы общеобразовательных учреждений.
Перечень оборудования, инструментов, материалов:
 пневматическая винтовка – 4 штуки;
 пульки для стрельбы из пневматического оружия – 1000 штук;
 мишени № 6, № 7 (две на листе) – 55 листов каждая;
 пневматический пистолет – 2 штуки;
 автомат Калашников (учебный) – 2 штуки;
 плакаты и стенды по огневой подготовке – 12 штук;
 плакаты по строевой подготовке (1комплект) – 16 штук;
 средство индивидуальной защиты ОЗК – 2 комплекта;
 противогаз – 4 штуки;
 компас Андрианова – 4 штуки;
 комплект учебных карт – 16 штук;
 плакаты по общевоинским Уставам (1комплект) – 16 штук;
 сборник общевоинских Уставов ВС РФ – 1 книга;
 учебные плакаты по военной топографии (1 комплект) – 16 штук;
 плакаты с образцами военной формы одежды (1комплект) – 16 штук;
 плакаты с образцами военной техники вооружения (1 комплект) – 16
штук.
Информационное обеспечение:
1. festival.1september.ru http://www.patriot-rf.ru/
2. http://www.naslednikipobedi.ru/
3. http://www.stjag.ru/index.php?r_id= http://www.rosvoencentr-rf.ru/
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования первой
квалификационной
категории,
высшее
военное
образование,
соответствующее профилю деятельности.
Психологическое обеспечение:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
 создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
 проведение психологического тестирования по проверке базовых и
приобретѐнных знаний, умений и навыков;
 побуждение творческого воображения учащихся к практической и
творческой деятельности;
 применение индивидуальных, групповых и массовых форм
обучения;
 разработка и подбор диагностических материалов для определения
уровня удовлетворѐнности учащихся и их родителей дополнительными
37

образовательными услугами.

38

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами подведения итогов реализации образовательной программы
являются:
1. Анализ результатов диагностики, сдачи зачетов, нормативов.
2. Анализ результатов участия обучающихся в соревнованиях.
3. Анкетирование, тестирование, собеседование.
Основной метод диагностики уровня обученности и воспитанности
детей – педагогическое наблюдение и тестирование.
Уровень знаний и умений, полученный при изучении разделов
«Строевая подготовка», «Огневая подготовка» проверяется во время участия
в соревнованиях, по строевой подготовке – ежегодном смотре строя и песни.
Уровень
теоретической
подготовки
отслеживается
методом
педагогического наблюдения, тестирования и опроса.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тесты, викторины, промежуточные и итоговые тесты, карточка учета
результатов обучения (приложение 1), участие в соревнованиях, конкурсах.
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика работы по программе характеризуется общим поиском

39

эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как
на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуальноличностных проблем, так и на совершенствование среды их
жизнедеятельности. Но главным образом, на поддержку подростка,
имеющего проблемы психического, социально-бытового или социальноэкономического плана.
Важнейшее требование к занятиям:
 дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,
физического развития, двигательной подготовленности;
 формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий
спортом и получения новых знаний.
Нами предполагается использовать методики, основанные на
постепенном изучении программного материала.
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
 методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
 методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность,
сознание личности;
 методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое
подразумевает систему упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации
деятельности по программе.

40

Метод
убеждения
–
разъяснение,
эмоционально-словесное
воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос,
этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии,
посещение соревнований и т.п. Может сопровождаться показом.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение
изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков.
Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к
изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных
знаний и умений, демонстрация достижений обучаемых, определение
ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос учащихся позволяют выяснить состояние и
динамику развития личностных качеств обучающихся и определить
направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся.
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет,
индивидуальная работа) дает возможность для согласованного воздействия
на обучаемого, педагогов и родителей.
Основными формами обучения являются:
 теоретические занятия;
 практические занятия;
 военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, турниры;
 встречи с ветеранами военной службы, ветеранами боевых действий;
 экскурсии.
Образовательные технологии
В основе образовательного процесса лежат следующие технологии (по
классификации Г.К.Селевко) или их элементы: развивающего обучения,
личностно-ориентированного
обучения,
сотрудничества,
игровые,
здоровьесберегающие.
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный момент, повторение ранее усвоенных знаний и

41

умений.
2. Постановка задачи, открытие новых знаний.
3. Физкультминутка.
4. Первичное закрепление материала.
5. Выполнение самостоятельной работы.
6. Подведение итога занятия.

42

2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции
Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ (извлечения).

43

2. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России:
состояние,
проблемы,
перспективы
развития./Материалы
научнопрактической конференции «Дополнительное образование детей в России:
состояние и перспективы развития в XXI веке». – М.: ЦРСДОД, 2000.
3. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования
личности школьника: Автореф. дисс. докт. пед, наук. - М., 1991. - 32 с.
4. Буйлова Л. Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образование детей. Автореф. дис. на соиск. учен.
степ. канд. пед. наук (13.06.00) /Ин-т педагогики соц. работы Рос. акад.
образования, 1998.
5. Воробьев Ю. Л., Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т..
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель»,
2004.-206с.
6. Воспитание юного москвича в системе
дополнительного
образования. – М.: МИРОС, 1997.- 208 с.
7. «Военная история России. Учебник для ВУЗов» М., Воениздат,
1993г.
8. «Вооруженные силы зарубежных стран». М., Воениздат, 1997г.
9. Науменко Ю. А., Аверин А. И., Выдрин И. Ф., Ендовицкий Н. К.,
Начальная военная подготовка: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. – 8-е издание,
испр.-М.: Просвещение, 1985. –265с.
10. Обухова А.А.. Патриотическое воспитание подрастающего
поколения: Методическое пособие.- Воронеж.2006. –166с.
11. Педагогика. Психология. Управление. Мы – патриоты! Классные
часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. 368с.
12. Пашкович И. А.. Патриотическое воспитание: система работы,
планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград 2006.
13. Смирнов А. Т., Мишин Б. И.. Методические материалы и
документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 2001. –160с.
14. Чернышов Г. Я.. Военные знания: Ежемесячный научнопопулярный журнал: - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания»»:
ГУП. «ИПК» Московская правда», 2002-2008 – 50с.
Литература для учащихся и родителей:
1. «Воинское
братство».
Патриотический
журнал
для
военнослужащих, ветеранов и членов их семей, 2008г.
2. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский
раритет», 1993.
3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2000.
4. Дворкин А. Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 2006.
5. История русской армии. – М.: Эксмо, 2007.

44

6. Патриотизм – источник героизма, боевых и трудовых подвигов
народа России. – М., 2008.
7. «Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 20082011 гг.
8. Сетрукова Л.А., Востриков А.А.. Воспитание у старшеклассника
ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г

45

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Школа юнармейца»
«

»
объединение

Ф.И. учащегося,
возраст

Метод диагностики

год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Теоретические
Владение
Практические
Владение знаниями
Практические
специальной
и навыками военнознания
умения и навыки
умения и навыки
терминологией
прикладной
подготовки
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие

Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
(устный и
письменный) и др.

Собеседование
(индивидуальное и
групповое) и др.

40

Практическое
задание и др.

Практическое задание
и др.

Практическое задание
и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».