Образовательная программа Художественная керамика

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Художественная керамика»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 6-16 лет
Срок реализации: 2 года

Разработал:
педагог дополнительного образования
Токарев Андрей Геннадьевич

Улан-Удэ
2021

I. Пояснительная записка
Содержание
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Художественная керамика» соответствует:
•
определенному
уровню
и
направленностям
дополнительных
образовательных программ;
• целям и задачам образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
• современным образовательным технологиям.
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная керамика»
разработана в соответствии с:
• Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р;
• Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам,
протокол от 30.11.2016 №11;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996 -р)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей",
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41.
• «Положением о порядке, разработки, оформления и утверждения
дополнительной «общеразвивающей программы» МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Отличительной особенностью данной программы является частичное
применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Основные элементы системы электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
платформа Zoom, Skуре, You Tube канал, мессенджеры Viber, Whats App, Vk.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий для детей,
пропустивших занятия по уважительной причине. Родительские собрания и
консультации проводятся в режиме онлайн с использованием платформ
Zoom.

Учебная программа «Художественная керамика», разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной
общеобразовательной
программе
в
области
изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных требованиях.
Учебная программа «Художественная керамика» дает возможность
расширить и дополнить образование детей в области изобразительного
искусства, является учебным предметом обязательной части дополнительной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество».
Программа ориентирована не только на расширение уровня
грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества,
развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений,
отражающих творческую индивидуальность, духовный мир подростков.
Особенностью данной программы является сочетание традиционной
техники керамических изделий с современными видами керамики и новых
технологий, используемыми в качестве активизации индивидуальной
творческой деятельности учащихся. Кроме того, умения, навыки и знания,
полученные учащимися на предметах «Рисунок», «Живопись» и
«Композиция», достаточно полно реализуются в подготовке «керамистов» по
настоящей программе.
Учебная программа «Художественная керамика» реализуется при 2
летнем сроке обучения для детей 6-16 лет.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим
занятиям.
Цели и задачи программы
Целью программы «Художественная керамика» является: владение
знаниями и представлениями об искусстве керамики, формирование
практических умений и навыков, развитие творческих способностей и
индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к
поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.
Задачи учебного предмета:
-изучение народных художественных традиций русской керамики и
создание на их основе новых декоративных образов;

формирование специальных навыков в керамике, развитие
на их основе эстетического вкуса и образного мышления;

формирование средствами керамики духовной культуры
учащихся и потребности общения их с искусством;

развитие творческой индивидуальности учащегося, его
личностной свободы в процессе создания образа в керамике;
развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения
детей на основе работы с цветом.

Для решения поставленных задач проводится дифференцированное
обучение художественному ремеслу с учётом индивидуальных особенностей
учащихся. Практические занятия развивают мелкую, двигательную моторику
рук.


Задачи в обучении:
- формирование элемента IT - компетенции

Форма проведения аудиторных занятий
Занятия по художественной керамике осуществляется в форме групповых
занятий (численностью от 6 до 15 человек). Продолжительность уроков – 45
минут.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Содержание программы «Художественная керамика» направлено на
формирование у учащихся технологической культуры, через самореализацию
и развитие индивидуальных качеств личности. Программа даёт возможность
учащимся ознакомиться с начальными знаниями по основам художественной
керамики и применить полученные знания на практике. Успешная
реализация программы создаёт предпосылки к осознанному выбору
профессии керамиста.
КОМПОЗИЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ
Формообразование. Способы художественной выразительности. Связь
между назначением и содержанием.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ
Материаловедение. Классификация керамических материалов, используемых
для художественной керамики исходя из размера частиц: глина, шамот,
фаянс, фарфор. Способы приготовления глиняной массы в промышленных
условиях и в условиях мастерской. Химический состав глин.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛИН
Шкала пластичности. Определение пластичности и способы ее изменения.
СУШКА И ОБЖИГ
Сведения о процессах, происходящих в глине при сушке и обжиге
(воздушная усадка, огневая усадка, критические температуры обжига).
Оборудование для сушки и обжига керамических изделий: сушильные
шкафы и печи (устройство, типы действия и управление).
СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ
История развития способов декорирования художественной керамики.
способов декорирования в промышленном производстве. Способы
декорирования художественной керамики в условиях художественной
мастерской.
СПОСОБЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ДЕКОРИРОВАНИЯ
КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Лощение.
Процарапывание.
Печать
(декорирование
штампом).
Фактуризация поверхности. Сграффито. Резьба. Прорез керамика.
Использование цветных масс. Скульптурный де низкий, высокий рельеф,
барельеф). Сочетание разных способов пластического декорирования.
ДЕКОРИРОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Декорирование керамических изделий глазурями, эмалями, оксидами
металлов, ангобная роспись, роспись надгла и подглазурными красками,
люстровая роспись. Сочетание различных способов окрашивания
керамических изделий. Сочетание способов пластического декорирования и
способов окрашивания в художественной керамике.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБОМ СПИРАЛЬНОГО
НАЛЕПА
Стилизация растительных и животных форм. Округлая ваза. Сведения об
особенностях техники лепки колбасками. Выбор необходимой пластичности
глиняной массы. Умение следовать . Знакомство с ручным инструментом для
пластического формирования (стеки, шаблоны, резцы, турнетка и т.д.).
Декоративные изделия.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТА
Граненая ваза. Ваза сложной формы. Особенности техники формирования
из пласта. Пластичность глиняной массы. Промин на бельтинге.
Выкраивание из глиняного пласта деталей формы. Склеивание изделия на
шликер. Обработка поверхности. Эстетические возможности сохранения
фактуры глины, раскатываемой на текстильных материалах и других
поверхностях со сложным рельефом.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБОМ НАБИВКИ В
ГИПСОВУЮ ФОРМУ (БЛЮДО)
Сведения о способах изготовления гипсовых форм и моделей.
Изготовление гипсовой формы с готового блюда или в оригинальной модели.
Прямые и обратные формы для блюда.
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА В КЕРАМИКЕ (анималистическая, жанровая,
скульптура, народная игрушка)

Сведения из истории и особенностях художественного языка
керамической мелкой пластики. Народные корни и место в современном
искусстве. Работа над художественным образом. Средства пластической
выразительности. Особенности композиции.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОДНОЙ ИЗ ТЕМ НА ОСНОВЕ
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НЕСКОЛЬКИХ СПОСОБОВ ПЛАСТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ И
ДЕКОРИРОВАНИЯ.
Формы обучения и виды занятий по программе
Обучение по программе – очное (дистанционное)
Программа реализуется в течение учебного года или каникулярного
интенсива и предполагает индивидуальный или групповой режим занятий.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение,
беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов
работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов,
художественные впечатления).
Форма организации образовательной деятельности - групповая или
индивидуальная.
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных технологий
продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия
проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз
Срок освоения программы
Данная общеразвивающая программа рассчитана на 2 года реализации.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей развития учащихся и освоения программы,
педагог может корректировать длительность часов.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу,
продолжительность учебного часа – 45 минут, дистанционно -30 минут.
Типы
занятий:
комбинированные,
теоретические,
практические,
контрольные.
Учебно- тематический план
№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1.
2.
3.

Вводное занятие.
Основы материаловедения.
Основные технологические

2
2
4

4.
5.

6
7
8
9
10
11

операции.
Декоративная отделка
керамических изделий.
Фактура, создаваемая методом
отпечатков стеков, штампов.
Изготовление штампов.
Скульптура малых форм
«Животные». Лепка с натуры.
Контурный рельеф.
Рельефная композиция на
свободную тему.
Разработка и изготовление
сувенирной продукции
Декоративный барельеф.
Пластические поиски. Макетирование.
Проектные работы.

12
8

8
8
8
6
6
8

Календарно-тематическое планирование
Темы урока
1. Общие сведения о художественной и бытовой керамике.
2. Классификация и назначение керамических изделий.
3. Исторический обзор. Композиция, рисунок, форма.
4. Рабочее место керамиста. Понятие о технологическом процессе.
5. Основы материаловедения: изучение свойств глины и составов
керамических масс.
6. Ручное формование украшений из керамики.
7. Изготовление шкатулки (короба) из пластов.
8. Изготовление горшка из спиралей и колец.
9. Декорирование горшка, украшений или плашек: знакомство с
элементами декорирования; декорирование сырых изделий.
10.Объемное декорирование.
11.Лепка емкости для хранения карандашей (карандашницы): беседа
о многообразии форм.
12.Лепка цветочных горшков (ручное формование).
13.Декорирование цветочных горшков.
14.Конструирование и лепка чайной пары.
15.Декорирование чайной пары ангобами.
16.Формование декоративных блюд.
17.Формование декоративных ваз.
18.Лепим обитателей подводного мира.
19.Лепка животных: беседа о многообразии форм, о пропорциях и о
пластичности животных.

20.Лепка сувениров.
21.Роспись керамики.
22.Знакомство с народными промыслами России. Народная
глиняная игрушка.
23.Знакомство с народными промыслами России. Лепка свистулек.
24.Мелкая пластика (керамическая игрушка). Фантазии на тему
русских народных сказок.
25.Рельеф: понятие рельефа, барельефа. Пластике и композиция
рельефа.
26.Изготовление декоративного панно в технике «рельеф» и
«барельеф» в малых группах.
27.Фантазии в глине на тему «Лето».
28.Творческая работа на свободную тему.
29.Подведение итогов: анализ успехов и умений (дискуссия).
Выставка работ.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения керамики (обзорно). Основные центры
художественной керамики в России. Виды глины и её свойства. Гипс и его
свойства. Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении
художественной керамики. Способы сушки и обжига глины, терракота,
майолика, глазури, ангобы. Основной состав термических красок, основные
способы декорирования поверхности изделий из керамики, устройство
муфельной печи. Техника безопасности при обжиге. Основные требования,
предъявляемые к профессии керамиста.
Учащиеся должны уметь:
- читать и составлять эскиз или чертёж изделия
- определять пригодность глины к выполнению работ
- лепить простейшие формы из глины
- производить гипсовую форму для шликерного литья
- осуществлять шликерное литьё
- создавать простейшую роспись на керамических изделиях ангобами,
керамическими красками
- производить глазурирование и обжиг изделия в муфельной печи
- выполнять творческий школьный проект по изделию из керамики
- применять безопасные приёмы в работе с керамикой.

Список литературы для педагога
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
5.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
6.
Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию
и результативности дополнительных общеразвивающих программ,
реализующихся в государственных образовательных организациях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы. — М.: ГБПУ
«Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5 с.
7.
Волкова Ф.Н. Общая технология керамических изделий. -Стройиздат,
1989.
8.
Алексин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в
кружке -М: «Агар», 1999.
9.
Василенко, В. В. Русское прикладное искусство. Истоки и становление
В. В. Василенко. -М.: Искусство, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».