Образовательная программа Карамелька

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Карамелька»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 5-6 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

Разработал:
педагог дополнительного образования
Чернецкая Ольга Игоревна

Улан-Удэ
2021

Пояснительная записка
Содержание
дополнительной
общеразвивающей
программы
«карамелька» соответствует:
•
определенному
уровню
и
направленностям
дополнительных
образовательных программ;
• целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования
детей;
• современным образовательным технологиям.
Дополнительная общеразвивающая программа «карамелька» разработана в
соответствии с:
• Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об
образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№ 1726-р;
• Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол
от 30.11.2016 №11;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996 -р)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей",
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41.
• «Положением о порядке, разработки, оформления и утверждения
дополнительной «общеразвивающей программы» МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Отличительной особенностью данной программы является частичное
применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Основные элементы системы электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
платформа Zoom, Skуре, You Tube канал, мессенджеры Viber, Whats App, Vk.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий для детей,
пропустивших занятия по уважительной причине. Родительские собрания и
консультации проводятся в режиме онлайн с использованием платформ Zoom.
Социально-экономические
преобразования,
произошедшие
в
Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе
образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разно

подготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их
адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения
вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных
групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от
дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением
места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система
процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной
стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение
его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного
образования является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности
(мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в
коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Как любое образование, предшкольное образование может быть
институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры
или организации (институты), имеющие образование в качестве основной
цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения
дополнительного образования, школы и др.), и не институциональным, если
образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее
образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется
содержанием институционального образования.
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы
человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином
виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником
в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает
полноценное личностное развитие ребенка, а именно:
– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к
адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение
которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными)
группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие
психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие
познавательную деятельность.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает
использование современных технологий, позволяющих активизировать
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную
среду и формировать интерес к школьной жизни.
Основной целью организации работы с дошкольниками является
развитие соответствующей мотивации детей, развитие любознательности,
умственной активности, живой интерес к окружающему, в стремлении
узнавать новое, умение взаимодействовать в коллективе.

Данная программа предшкольного образования ориентирована на
сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что
наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и
экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное
воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.
К их числу относятся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация образовательного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным
особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным
возможностям.
4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития
дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания
в целях охраны и укрепления здоровья детей.
7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации
задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития,
охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового
образа жизни дошкольников.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного
развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать
следующие направления:
А. Нормализация учебной нагрузки:
– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития
ребенка и готовности к школьному обучению;
– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным
особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе
развития;
– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической
оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных
на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в
содержание всех занятий соответствующего материала;
– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья
и гармонизации личности;
– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна
быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную
социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

Основными
психологическими
новообразованиями дошкольного
возраста являются следующие:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского
мировоззрения (Л.С. Выготский).
2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).
3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).
4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В.
Запорожец).
5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).
Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже
психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая
проблема), то во всяком случае к деятельности учения.
Исчерпывающую
характеристику
особенностей
дошкольного
образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен
тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свободной
деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы,
конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды
деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс
их выполнения и их итоги прежде всегорадуют самих детей и окружающих
взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с
тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает
детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает
их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные
качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким
опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающееобразовательные задачи.
«Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения
ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью
систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами
чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов
дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих
возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с.
45–47.
Отличительной особенностью данной программы является частичное
применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Основные элементы системы электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
платформа Zoom, Skуре, You Tube канал, мессенджеры Viber, Whats App, Vk.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропустивших занятия по уважительной причине. Родительские
собрания и консультации проводятся в режиме онлайн с использованием
платформ Zoom.

Цель программы: Создание педагогических и социально- психологических
условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности,
психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
Задачи:
 формирование культуры общения и культуры поведения в
общественных местах;
 формирование учебной мотивации;
 развитие основных психических функций, необходимых для
успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
 развитие фонематического слуха;
 развитие мелкой моторики;
 развитие творчески активной личности;
 развитие координации движений.
В Образовательной системе «Школа 2100» выделены четыре линии
развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к
школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия
овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия
перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки
зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре
линии развития и определяют содержание и дидактику предшкольного
образования.
Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня
невозможно решить без опоры на принцип минимакса. В программе
определена нижняя граница, или нижний уровень, – то содержание, которое
каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница,
или верхний уровень, – то содержание образования, которое мы можем
предложить старшему дошкольнику.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса
обучающиеся будут уметь:
 соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию
ученика;
 свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
 знать «соседей» числа;
 решать простые задачи (в одно действие);
 на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласныйсогласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
 составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
 пересказывать небольшие тексты;
 правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;
 выполнять на слух инструкции для обучающегося;

ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части
и целого,
 решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и
вычитание,
 решать логические задачи;
 самостоятельно применять изобразительные умения и навыки,
передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится
диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка;
ориентировка
в
межклеточном
пространстве;
решение
простых
математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие
фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
 наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также
беседы с родителями.
 формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста.
 взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями,
тесты.
 Форма занятий может корректироваться, занятия могут быть


дистанционными, если обучающиеся или процесс очного (личного)
обучения невозможен по той или иной причине.
Учебный план
№ Наименование курса

Кол-во часов в Кол-во часов год
неделю

1. Развитие речи и подготовка к 1
обучению грамоте и письму

28

2. Введение в математику.

1

28

3. Развитие моторики и творческих 1
способностей.

28

Итого:

3

84

Календарный план
№
тема
занятия

кол-во
часов

1.

Техника безопасности
инструментами.

при

работе

с1

2.

Пластилин. Знакомство с материалом и его 1
свойствами.

3.

Пластилин. Колобок.

4.

Пластилин. Фрукты овощи. О чем они 1
говорят?

5.

Пластилин. Собака. Сказка «Репка».

6.

Пластилин. Кошка. Сказка «Кошкин дом». 1

7.

Пластилин. Пальчиковое рисование. Небо. 1

8.

Пластилин. Пальчиковое рисование. Рыбка. 1

9.

Конструирование. Человечек.

1

10.

Конструирование. Транспорт.

1

11.

Конструирование. Мой двор.

1

12.

Конструирование. Первые механизмы.

1

13.

Бумага. Свойства бумаги.

1

14.

Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и 1
Петух».

15.

Бумага. Оригами. Кораблик. Разучивание 1
песни «По морям, по волнам».

16.

Бумага. Аппликация из кругов.

1

17.

Бумага. Аппликация из треугольников.

1

18.

Бумага. Складывание коробочки.

1

19.

Работа
с
различным
материалом. 1
Медвежонок.
Беседа
о
бережном
отношении к природе.

20.

Работа
с
различным
Аппликация из ниток.

21.

Работа с различным материалом. Буковка.

22.

Рисуем
жгутиками
Цветочек.

23.

Лепка из снега.

1

из

1

материалом. 1
1

пластилина. 1
1

Примечание

24.

Мозаика из фасоли.

1

25.

Плетение. Косичка.

1

26.

Улитка из косичек.

1

27.

Моделирование из спичечных коробок.

1

28.

Игрушки из скрученных полосок. Клоун.

1

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№
тема
занятия

кол-во
часов

1.

Звук [А], звуки и буквы

1

2.

Звук [О]

1

3.

Звук [Э]

1

4.

Звук [И]

1

5.

Звук [Ы], различие [И]–[Ы]

1

6.

Звук [У], понятие «гласные
звуки»

1

7.

Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки» 1

8.

Звуки [Н], [H,]

1

9.

Звуки [П], [П,]

1

10.

Звуки [Т], [Т,]

1

11.

Звуки [К], [К,]

1

12.

Звуки [Х], [Х,]
различение
[К]–[Х], [К,]–[Х,]

1

13.

Звуки [Ф], [Ф,]

1

14.

Звуки [Й,], [Й,О],
[Й,У]

1

15.

Звуки [Й,А],
[Й,Э], различение йотированных гласных

1

16.

Звуки [Л], [Л,],
различение
[Л,]– [Й,]

1

17.

Звуки [В], [В,]
различение [В]–
[Ф], [В,]–[Ф,]

1

примечание

18.

Звуки [Ч,]

1

19.

Звуки [Щ,], различение [Ч,]–
[Щ,]

1

20.

Звуки [Б], [Б,],
различение
[Б]–[П], [Б,]–
[П,]

1

21.

Звуки [Д], [Д,],
различение Д]–
[Т], [Б,]– [П,]

1

22.

Звуки [C], [С,]

1

23.

Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]

1

24.

Звуки [Г], [Г,]
различение
[Г]–[К], [Г,]–[К,]

1

25.

Звуки [З], [З,]
различение
[З]–[С], [З,]–[С ,]

1

26.

Звуки [Ш], различение [Ш]–
[С], [Ш]–[Щ,]

1

27.

Звуки [Ж], различение [Ж]–
[З], [Ж]–[Ш]

1

28

Звуки [Р], [Р,]
различение
[Р]–[Л], [Р,]–
[Л,]

1

Введение в математику.
№
тема
занятия

Кол-во
часов

1.

Определение
детей.

стартовых

возможностей 1

2.

Названия предметов.

1

3.

Цвет предметов.

1

4.

Форма фигур.

1

5.

Размер предметов.

1

6.

Материал и назначение предметов.

1

примечание

7.

Сравнение чисел.

1

8.

Целое и части.

1

9.

Целое и части.

1

10.

Числа один и два, цифры 1 и 2.

1

11.

Число три, цифра 3.

1

12.

Число четыре, цифра 4.

1

13.

Число пять, цифра 5.

1

14.

Число шесть, цифра 6.

1

15.

Длина, ширина, высота, толщина
предметов.

1

16.

Счёт двойками и тройками.

1

17.

Число семь, цифра 7.

1

18.

Повторение изученного.

1

19.

Число восемь, цифра 8.

1

20.

Повторение изученного.

1

21.

Число девять, цифра 9.

1

22.

Повторение изученного.

1

23.

Повторение изученного.

1

24.

Число десять, запись числа
десять.

1

25.

Повторение изученного.

1

26.

Повторение изученного.

1

27.

Повторение изученного.

1

28.

Тестирование детей.

1

Ознакомление с окружающим миром.
№
тема
занятия

кол-во
часов

1.

Мы живём в городе.

1

2.

Как вести себя на улице.

1

3.

Какие мы.

1

4.

Береги себя.

1

5.

Экскурсия в осенний лес.

1

6.

Магазин.

1

примечание

7.

Профессии.

1

8.

Моя семья.

1

9.

Зима.

1

10.

Дикие и домашние животные.

1

11.

О тех, кто умеет летать.

1

12.

Обитатели воды – рыбы.

1

13.

Шестиногие малыши.

1

14.

Глобус и карта.

1

15.

Выбираем транспорт.

1

16.

Путешествие на Северный полюс.

1

17.

Путешествие в тундру.

1

18.

Обитатели тайги.

1

19.

Путешествие в смешанный лес.

1

20.

23 февраля – День защитника.

1

21.

Отечества.

1

22.

8 Марта – женский день.

1

23.

Весеннее пробуждение природы.

1

24.

Времена года.

1

25.

Степь весной.

1

26.

Откуда хлеб пришел.

1

27.

Широка страна моя родная.

1

28.

На экскурсию в Москву.

1

Введение в художественную литературу.
№ занятия тема

кол-во
часов

Раздел 1. Что такое хорошо и что такое
плохо.
1.

Л. Толстой. Старик сажал яблони. 1
Другие рассказы.

2.

Е. Пермяк. Самое страшное.

1

3.

А. Митта. Шарик в окошке.

1

4.

Н. Носов. На горке.

1

5.

Е. Пермяк. Для чего руки нужны.

1

примечание

6.

Д. Лунич. Четыре девочки.

1

7.

Я. Аким. Неумейка.

1

Раздел 2. Сказка мудростью богата.
8.

Ю. Тувим. Про пана Трулялинского.

9.

Г. Цыферов. Как цыпленок впервые 1
сочинил сказку.
Про друзей.

10.

Н. Абрамцева. Грустная история.

11.

Сказка «Петушок и бобовое зернышко». 1

12.

Волшебная сказка.

1

13.

Сказка «Каша из топора».

1

14.

К. Чуковский. Путаница.

1

15.

Ш. Перро. Красная Шапочка.

1

16.

Д. Харрис. Как Братец Кролик хвоста 1
лишился.

17.

Бр. Гримм. Боб, Соломинка и Уголек.

1

18.

Д. Биссет. Под ковром.

1

1

1

Раздел 3. О ребятах, зверятах и обо
всем на свете
19.

А. Барто. Стихи из цикла «Вовка – 1
добрая душа».

20.

С. Михалков. Мой щенок.

1

21.

В. Орлов. Что нельзя купить.

1

22.

Д. Хармс. Храбрый еж.

1

23.

Е. Евяцкая. Зеленые старушки. В. Левин 1
«Мистер
Квакли…»

24.

Е. Чарушин. Томка. Томка испугался.

25.

Г. Кружков. Хорошая
Степанов. Осторож"
ный снег.

26.

М. Пришвин. Лисичкин хлеб.

1

27.

Ю. Коваль. Букет.

1

28.

А. Усачев. Ботинок. Другие рассказы и 1
сказки.

погода.

1
В. 1

Подготовка руки к письму.
№

тема

Кол-во
занятий

1.

Вводное занятие. Учимся правильно держать 1
карандаш и альбом, посадка при письме.
Знакомимся с трафаретом и трафаретными
линейками.

2.

Орнамент
из
геометрических
Построение и штриховка. Буква А.

3.

Построение и штриховка самолета. Буквы А, 1
О, Э.

4.

Лесная прогулка. Построение букв. Буквы Ы, 1
И.

5.

Посуда. Буква У.

1

6.

Идём в гости. Буква М.

1

7.

Делу время, потехе час. Буква Н.

1

8.

Морская прогулка. Построение и штриховка 1
парусника. Буква П.

9.

Дикие и домашние животные. Построение и 1
штриховка домика.

10.

Механизмы.

1

11.

В гостях у повара. Буквы К, Т.

1

12.

В гостях у Хомы. Буква Х.

1

13.

Что нам светит днём и ночью. Буква Ф.

1

14.

Спорт. Буквы Ё, Й.

1

15.

Кукла Юля. Буквы Ю, Я.

1

16.

Зимние забавы. Построение и штриховка 1
новогодней ёлки.

17.

Большой и маленький. Буква Л.

1

18

Мамин праздник. Буква В.

1

19.

«Федорино горе». Парные согласные.

1

20.

На рыбалке. Буква Ч, Щ.

1

21.

За покупками. Буква Б.

1

22.

Строим дом. Буква Д.

1

23.

На дороге. Светофор.

1

фигур. 1

примечание

24.

Письмо письменных букв по трафарету.

25.

Здравствуй, лето! Построение и штриховка 1
картинки на тему “Лето”.

26.

Буква Ц.

1

27.

В лесу. Буквы Г, К.

1

28.

Я маленький. Буквы З, С.

1

1

Форма организации образовательной деятельности - групповая или
индивидуальная.
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных технологий
продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия
проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз
Методическое обеспечение:
- Инструкция по работе с инструментами.
- Пособия для групповой и индивидуальной работы.
- Таблицы.
- Карточки для словарной работы.
- Аудио- и видеозаписи.
- Набор игрушек.
- Геометрические фигуры.
- Дидактические настольные игры.
- Книги-раскраски.
- Комплекты «Лего».
Литература для педагога
1. Федеральный закон от 29.12.2012
в Российской Федерации».

№ 273-ФЗ

«Об образовании

2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.11.2018
№ 196
«Об утверждении
порядка
организации

и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы).
5. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.03.2020
№ГД-39/04
«О направлении
методических
рекомендаций».
6. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию
и результативности дополнительных общеразвивающих программ,
реализующихся в государственных образовательных организациях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы. — М.:
ГБПУ «Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».