Образовательная программа Ментальная арифметика

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ментальная арифметика»
Направленность программы: математическая общеразвивающая
Возраст обучающихся: 6-17 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1,5 года

Разработал:
педагог дополнительного образования
Перевалова Ольга Владимировна

Улан-Удэ
2021

Пояснительная записка
Содержание
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Ментальная арифметика» соответствует:
• определенному уровню и направленностям дополнительных
образовательных программ;
• целям и задачам образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
• современным образовательным технологиям.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Ментальная
арифметика» разработана в соответствии с:
• Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273«Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 года № 1726-р;
• Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам, протокол от 30.11.2016 №11;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996 -р)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей",
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41.
• «Положением о порядке, разработки, оформления и утверждения
дополнительной «общеразвивающей программы» МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Отличительной особенностью данной программы является
частичное применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Основные элементы системы электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в
работе: платформа Zoom, Skуре, You Tube канал, мессенджеры Viber, Whats
App, Vk.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропустивших занятия по уважительной причине. Родительские
собрания и консультации проводятся в режиме онлайн с использованием
платформ Zoom.

Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы: в современном обществе, обрушивающем
на человека огромный поток информации, поступающей из разных
источников, актуальность проблемы формирования навыков эффективной
работы с информацией является очевидной. Проблема развития
познавательной сферы учащихся и формирование навыков рационального
обучения является одной из ведущих
В системе дополнительного образования занятия математикой
способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой
интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения
детей элементарной математике с содержанием других компонентов
школьного образования, таких как развитие речи, изобразительная
деятельность, творчество, конструирование и др.
Ментальная арифметика, как дополнительное образование —
сравнительно молодая методика, разработанная турецким математиком
Халитом Сеном, однако корни её уходят в древность. Ментальная арифметика
является новой, стремительно развивающейся методикой в детском обучении.
Благодаря ей без труда можно развить математические способности у любого
ребенка. Известно, что каждое полушарие мозга отвечает за свои направления:
правое — за творчество и мышление, левое — за логику. Выполнение
математических действий на абакусе позволяет равномерно развивать оба
полушария. Сначала дети овладевают техникой выполнения арифметических
действий с косточками. А затем они учатся ментальному счету в уме. Дети
перестают физически быть зависимыми от реального абакуса, представляя его
в воображении. Левые полушария воспринимают цифры, правые образ
костяшек. Мозг постепенно переключается на работу с воображаемыми
счетами, а числа при этом воспринимаются в форме картинок. Обучение
ментальной арифметике на абакусе позволяет ребенку добиться потрясающих
успехов в области математики. Прошедшие курс дети могут легко в уме
вычислять двузначные числа и производить с ними любые действия и даже
трехзначные. Однако даже не это основная цель ментальной математики. Счет
— это лишь способ, при помощи которого развиваются способности
человечка.
Педагогическая
целесообразность
программы
«ментальная
арифметика» объясняется тем, что период дошкольного и начального
обучения, а точнее возраст до 16 лет, является наиболее эффективным для
развития и наращивания объёма нейронных связей в головном мозге и,
следовательно, для формирования интеллектуальных операций и систем, без
которых невозможно успешное обучение в средней и старшей школе, что
позволяет наиболее более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся.
Все упражнения в процессе занятий направлены на развитие различных
каналов восприятия информации, и особенно на зрительный и слуховой

каналы. В результате повышается качество усвоения учениками информации
как на слух, так и зрительно, что в совокупности с тренировкой
внимательности положительно сказывается и на изучении других школьных
предметов.
Также
в
упражнениях
используются
различные
приемы
интеллектуальной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация,
аналогия, обобщение. В результате занятий ментальной арифметикой
формируются важные качества личности ребенка: целеустремленность,
нацеленность на результат, уверенность в собственных силах,
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,
развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач дети учатся быть
внимательными – сосредоточенными на поставленной задаче, не отвлекаться
и быстро выполнять упражнения
Новизна программы
Новизна и научно-методическая ценность программы «Ментальная
арифметика» заключается, в том, что программа своим содержанием влияет на
комплексное развитие интеллектуальных структур необходимых для
успешного обучения. Кроме того, особую ценность программе придаёт
использование в тренинговых материалах базовых математических понятий
начальной школы.
Цели реализации программы:
Целью программы «Ментальная арифметика» является максимальное
развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также
возможностей восприятия и обработки информации, через использование
методики устного счета.
Задачи программы
1. Обучающие:
- Развитие памяти и внимания через выполнение заданий на абакусе;
-содействие развитию познавательной мотивации
- формирование умений и навыков организации и планирования учебной
деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор
рационального и оптимального пути их достижения; построение алгоритма
деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома;
-формирование навыков устного счета без использования электронных
вычислительных устройств;
- гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга
- Развитие мелкой моторики для активации внутреннего интеллектуального и
творческого потенциала ребенка;
- Развитие лидерских качеств, укрепление интеллектуальной выносливости.
Формирование способностей к эффективному самостоятельному обучению
-формирование умений и навыков восприятия информации: внимательное
восприятие информации, управление вниманием; запоминание;

- формирование умений и навыков мыслительной деятельности:
осмысливание учебного материала, выделение главного; классификация,
обобщение, систематизация; решение задач;
- обучение приемам и техникам эффективной обработки информации.
2. Воспитывающие:
- формирование определенного мировоззрения, связанного с устоями и
обычаями, национальными и культурными традициями, историей региона,
межнациональной и межрелигиозной толерантностью;
- формирование культуры умственного труда;
3. Развивающие:
- содействие формированию уверенности ребенка в себе и своих
способностях; (повышение уровня качества мышления индивидуально у
каждого учащегося);
- содействие укреплению адекватной самооценки;
- содействие развитию устойчивой познавательной мотивации; (развитие
познавательной активности через применение технологий деятельностного
подхода);
- содействие развитию коммуникативных качеств, учащихся.
Задачи в обучении:
- формирование элемента IT - компетенции
Адресат программы
Данная программа рассчитана на учащихся 6-16 – лет. Формирование
групп осуществляется в начале учебного года по 5-6 человек, согласно Устава
МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» и санитарно-эпидемиологических правил, и
требований к заполняемости детских объединений. Образовательный курс
программы дополнительного образования «ментальная арифметика»
рассчитан на 1,5 года обучения. Зачисление производится на основании
письменного заявления родителей или законных представителей. На курсы
зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Объём программы
Полный объём программы составляет 156 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе
Обучение по программе – очное (дистанционное)
Программа реализуется в течение учебного года или каникулярного
интенсива и предполагает индивидуальный или групповой режим занятий.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа,
рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический;
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные впечатления).
Форма организации образовательной деятельности - групповая или
индивидуальная.
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.

При электронном обучении с применением дистанционных технологий
продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия
проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз
Срок освоения программы
Данная общеразвивающая программа рассчитана на 1,5 года реализации.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей развития учащихся и освоения программы,
педагог может корректировать длительность часов.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу,
продолжительность учебного часа – 45 минут, дистанционно -30 минут. Типы
занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные.
Планируемые результаты обучения
Результатом освоения программы "Ментальная арифметика" является
подготовка школьников к успешному вхождению в школьный период,
развитие
творческих
познавательных
способностей
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 освоение приемов счета на абакусе;
 знание состава чисел до 10;
 умение производить сложение и вычитание двухзначных чисел в уме;
 развитие аудиальной, визуальной памяти;
 улучшение концентрации внимания;
 развитие творческого мышления.
- Обучающиеся будут иметь сформированные элементы IТ
компетенций.
Отслеживание результативности освоения программы
Освоение обучающимися программы проверяется педагогом в процессе
наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на
занятиях, анализа самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми
каждой темы программы разработаны проверочные работы.
Документальной формой подтверждения итогов реализации отдельного
курса программы является документ об образовании «Сертификат» или
документ об обучении «Сертификат» установленного образца ЦДО ДО
«Эдельвейс».
Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
Тема занятия

Вводное занятие

Общее
кол-во
часов

2

В том числе
Теория

Практика

1

1

Кол-во
занятий
1

Форма
аттестации

Знакомство с абакусом
Изучение 1-го уровня
«Просто
Итоговый тест по 1-му
уровню
Изучение 2-го уровня
«Братья»
Итоговый тест по теме
«Братья»
3-ий уровень «Друзья»
Итоговый тест по теме
«Друзья»
Изучение уровня
«Друзья и братья»
Итоговый тест
«Друзья и братья»
Изучение 5-го уровня
«Анзан»
Итоговое занятие
тест
Всего

52

13

2
16

8

2
48

12

2
16

4

2
24

6

2
156

44

13

26

2

1

8

8

2

1

12

24

2

1

4

8

2

1

6

12

2

1

54

84

Контрольная

Контрольная

Контрольная

Контрольная

Итоговый
Экзамен

Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с детьми. Знакомство со счетами Абакус, их историей,
предназначением. Знакомство с расположением косточек, разрядами чисел на
счетах правилами.
Изучение 1-го уровня «Просто (52 часа)
Теория. Изучение правил счета земных косточек и небесных. Изучение всех
однозначных чисел, двузначных и трехзначных.
Практика. Отработка на счетах сложения и вычитания всех разрядов чисел на
различных скоростях
Изучение 2-го уровня «Братья» (16 часов)
Теория. Знакомство с составом числа пять. Изучение правил счета в теме
«Братья». Правила изучения всех однозначных чисел, двузначных и
трехзначных.
Практика. Отработка на счетах сложения и вычитания всех разрядов чисел на
различных скоростях по теме «Братья».
Изучение уровня «Друзья» (48 часов)
Теория. Знакомство с составом числа десять. Изучение правил счета в теме
«Друзья». Правила изучения всех однозначных чисел, двузначных и
трехзначных.
Практика. Закрепление с помощью наглядного материала состава числа 10ть. Отработка на счетах сложения и вычитания всех разрядов чисел на
различных скоростях по теме «Друзья».
Изучение 4-го уровня «Друзья и Братья» (16 часов)
Теория. Знакомство с составом числа пять. Изучение правил счета по данной
теме. Правила изучения всех однозначных чисел, двузначных и трехзначных.

Практика. Отработка на счетах сложения и вычитания всех разрядов чисел на
различных скоростях по теме «Друзья и Братья».
Изучение 5-го уровня «Анзан» (24 часа)
Теория. Изучение правил счета по теме «Анзан». Правила изучения всех
однозначных чисел, двузначных и трехзначных. Сначала сложение, потом
вычитание и случайные числа.
Практика. Отработка на счетах поочередно сложения всех однозначных,
двузначных, трехзначных чисел, далее поочередно тренируем вычитание всех
разрядов и случайные числа по разрядам на различных скоростях по теме
«Анзан».
Итоговое занятие (Тест) (2 часа)
Теория. Повторение всех правил.
Практика. Отработка на счетах всех правил на различных скоростях.
Проведение экзамена по заданным критериям оценки.
1.4 Планируемые результаты обучения
Результатом освоения программы "Ментальная арифметика" является
подготовка школьников к успешному вхождению в школьный период,
развитие
творческих
познавательных
способностей
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 освоение приемов счета на абакусе;
 знание состава чисел до 10;
 умение производить сложение и вычитание двухзначных чисел в уме;
- развитие визуального, аудиального, тактильного восприятия;
- повышение скорости обработки полученной информации;
 обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу;
 развитие координации движений;
 формирование у детей коммуникативных навыков;
 развитие фотографической и рабочей памяти;
 развитие концентрации и распределения внимания;
 развитие зрительно-пространственной ориентации;
 улучшение концентрации внимания;
 развитие творческого мышления
 развитие произвольной сферы, личностный рост.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года – 42 недели
Количество учебных дней – 84 дня.
Начало учебных занятий – 02 сентября. Окончание учебных занятий – 31 мая.
Зимние каникулы – с 31 декабря по 09 января.
Режим занятий: занятия проводятся по расписанию, утвержденному
директором.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана в
неделю, составляет: 2 часа по 40 минут.
Перерыв для отдыха – между каждым занятием по 10 минут.

Родительские собрания проводятся в начале учебного года (сентябрь) и в
конце учебного года (май).
Консультации для родителей – проводятся согласно их запросам.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в светлом проветриваемом помещении. У каждого
учащегося имеется свое рабочее место, удобная мебель. В кабинете имеются
шкафы для хранения папок с рабочими материалами, методические пособия.
Формы аттестации и контроля
Цель контроля: побудить обучающихся к самосовершенствованию, научить
объективно оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Для оценки результативности знаний и умений проводится:
- вводный контроль (цель: диагностирование знаний и умений учащихся в
начале учебного года в виде диагностики, наблюдения педагога)
- текущий контроль (цель: определить степень усвоения учебного материала0
текущий контроль осуществляется на каждом занятии, наблюдение за
деятельностью ребенка.
- промежуточный контроль (цель: по окончании первого полугодия провести
сравнение с началом года, определить результат обучения).
- итоговый контроль (цель: после изучения всего курса определить уровень
освоения программы, развитие обучающихся в соответствии с целями).
Итоговый контроль чаще всего проводится в форме итогового теста
(экзамена), участия в олимпиадах на различных уровнях подготовки.
Оценочные материалы
Для оценивания достижений и уровня знаний обучающихся применяются
контрольные проверочные работы, индивидуальные тесты, участия в
олимпиадах.
Результат аттестации
При проведении аттестации, оценивание знаний, умений и навыков
фиксируется на пяти уровнях:
- неудовлетворительный (15 баллов)
- минимальный (25баллов)
- базовый (40 баллов)
- повышенный (50 баллов)
- интеллектуальный (60 баллов)
1 уровень (неудовлетворительный) – обучающийся программу не усвоил.
2 уровень (минимальный) – выполнение теста с большими затруднениями.
3 уровень (базовый) – обучающийся владеет основными навыками
физического счета на Абакусе и ментального счета без его использования,
более-менее справляется с ментальным счетом двузначных чисел, но имеет
большие затруднения со счетом трехзначных чисел.
4 уровень (повышенный) – обучающийся выполнил тест в полном объёме, но
имеются небольшие пробелы в ментальном счете с двузначными и
трехзначными числами на самых высоких скоростях.

5 уровень (интеллектуальный) - выполнение контрольного теста в полном
объёме без дополнительных заданий в соответствии с заданными критериями
оценки. Участие в олимпиадах.
Для оценки текущей работы используются методы: наблюдение за
обучающимися детьми, обсуждение результатов с учащимися, устный опрос,
тесты, контрольные.
Методические материалы
В процессе обучения используются различные формы занятий:
 Традиционные, словесные (объяснение, беседа, рассказ),
комбинированные, игровые занятия.
 Наглядный: показ иллюстративного материала, наблюдение,
демонстрация приемов работы педагога.
Педагогические технологии. В процессе реализации программы
«Ментальная арифметика» используются следующие технологии:
- технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью
максимального развития индивидуальных познавательных способностей
ребенка;
- игровые технологии – использование соревновательного элемента с
помощью бальной системы, игровых полей с фишками, а также подвижные
игры во время счета;
- информационные (компьютерные, дистанционные) технологии - основанные
на широком применении методов развивающего обучения в сочетании с
максимальным использованием достижений в области информационнокоммуникационных технологий представления и передачи образовательной
информации.
Позволяют
построить
индивидуализированное
дифференцированное обучение.
Занятия проходят в группе по 4-6 человек. Это позволяет усилить
соревновательный процесс среди обучающихся и стимулировать их к
наиболее высокому результату. Иногда практикуются индивидуальные
занятия – для обучающихся, которые отстали по темам по тем или иным
причинам, либо уровень дальнейшего усвоения материала стал отличаться от
уровня группы.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
3. Контрольная по предыдущей теме
4. Объяснение нового материала
5. Закрепление усвоенного материала
6. Подведение итогов
На занятиях используются дидактические материалы – учебники,
раздаточные материалы, компьютерный тренажер для счета.

Литература для педагога
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических
рекомендаций».
6. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию
и результативности дополнительных общеразвивающих программ,
реализующихся в государственных образовательных организациях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы. — М.:
ГБПУ «Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5 с.
7. Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел».
8. Ибука М. «После трѐх уже поздно», Москва , «Абакус», 2015
9. Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в 1 классе», Москва,
«Илекса», 2014.
10. Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти», Москва, Эйдос
11. Манн, Иванов и Фербер Моментальные вычисления в уме и другие
12. 6. Математические фокусы. Издательство:, 2013,500с. VIII.
13. Матюгин И. «Развитие памяти и внимания» – М.: РИПОЛ классик, 2011
14. Матюгин И. «Развитие памяти. Методы эйдетики» – М.: РИПОЛ
классик, 2011.
15. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014, 84с. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014, 74с.
16. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014, 54 с.
17. Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе концепций
одаренности // Одаренный ребенок. 2008. - № 1. - С. 42-46.
18. Шичида М. «Межполушарная асимметрия», Москва , «Абакус», 2012

Электронные ресурсы:
1. www.abakus-center.ru
2. www. advancecenter.kz
3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика

Срок

Календарно-тематический план занятий
по ментальной арифметике на 2021-2022 год
Темы
Форма проведения
Знакомство с детьми. «Правила поведения в
детском объединении.

Беседа
Рассказ. Показ

Вводное занятие Знакомство с Абакусом

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Знакомство со всеми земными косточками,
обнуление. Счет до 4-х на счетах и на
воображаемых
Знакомство с небесными косточками.
Изучаем цифру 5на счетах, тренировка на
воображаемых
Изучение двузначных чисел на счетахИзучение всех однозначных чисел на счетах,
тренировка на воображаемых.
Изучаем двузначные 55-88 на счетах, на
воображаемых. Тренировки на более высоких
скоростях
Тренировка всех двузначных чисел
Изучение и тренировка трехзначных

Декабрь

Январь

Февраль
Март
Апрель
Май

Контрольный тест на получение первого
уровня
Тема «Братья»: изучаем все однозначные и
двузначные. Тренировка правил
Тренировка на счетах и на воображаемых на
более быстрых скоростях
Сложение и вычитание трехзначных чисел с
применением правила «Братья»
Тренировка на более быстрых скоростях
Контрольный тест на получение второго
уровня
Раздел «Друзья» - Изучение и тренировка всех
чисел по порядку, отработка правил
Раздел «Друзья» - Изучение и тренировка всех
чисел по порядку, двузначные
Отработка правил для двузначных чисел на
физических и воображаемых счетах
Применение правил для трехзначных чисел в
теме «Друзья» на физических и воображаемых
счетах
Итоговый тест по теме «Друзья»

Объяснение
Показ, демонстрация
Объяснение
демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Тест по критериям
Объяснение
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Демонстрации
Тест
Объяснение
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрации
Тест

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь

Тема «Друзья и Братья» - изучение Всех чисел
поочередно.
Тренировка двузначные и трехзначные.
Тренировка скоростей
Контрольный тест
Изучение
последнего
уровня
Анзан».
Отработка однозначных, двузначных – только
сложение
Тренировка и отработка трехзначных – только
сложение
Тренировка и отработка всех разрядов чисел –
только вычитание
Отработка на разных скоростях всех разрядов
– случайные числа
Подготовка к итоговому тесту
Итоговый контрольный тест по последнему
уровню

Форма

занятий

может

корректироваться,

Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Тест
Показ
демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Предварительный тест по
критериям
Тест

занятия

могут

быть

дистанционными, если обучающиеся или процесс очного (личного) обучения
невозможен по той или иной причине.
Учебный график на 2021-2022 год
п/п

Месяц

Число

Тема занятия

Сентябрь

02.09

Сентябрь

04.09

Сентябрь

07.09

Сентябрь

10.09

Сентябрь

14.09

Сентябрь

17.09

Знакомство.
Вводное занятие
Знакомство с
Абакусом
Знакомство с
земными косточками.
Обнуление
Изучаем числа 1-3 на
счетах, включаем
воображение
Отработка всех
земных косточек на
физических и на
воображаемых счетах
Изучаем числа 5-9
Тренировка и
отработка цифры 5
Закрепление
предыдущего
занятия, отработка
скоростей

Форма
занятия
Беседа
Объяснение
Показ

Форма контроля

Наблюдение
Объяснение
Демонстрация

Наблюдение
Анализ

Объяснение
Показ

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ.
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Сентябрь

21.09

Сентябрь

24.09

Сентябрь

28.09

Октябрь

01.10

Октябрь

05.10

Октябрь

08.10

Октябрь

12.10

Октябрь

15.10

Октябрь

19.10

Октябрь

22.10

Октябрь

26.10

Октябрь

29.11

Отработка правил
счета цифры 6.
Изучение
двузначных - 44
Отработка 6
двузначных 44
Тренировка и
отработка цифры 6 на
более быстрых
скоростях
Правила счета цифры
7 и 55. Тренировка и
отработка
Закрепление
пройденного.
Цифра 7 – отработка
на более быстрых
скоростях
Двузначные - 55
Цифра 8
Двузначные 66
Закрепление
пройденного.
Цифра 8 – отработка
Двузначные - 66
Цифра 9
Двузначные 77
Закрепление
пройденного.
Цифра 9 – отработка
правил.77
Тренировка и
отработка на
физических и
воображаемых - 88
Тренировка на
физических и
воображаемых на
более быстрых
скоростях - 88
Тренировка на
физических и
воображаемых - 99
Тренировка на
физических и
воображаемых на
более быстрых
скоростях - 99

Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение

Ноябрь

02.11

Отработка всех
правил двузначных
чисел

Ноябрь

05.11

Ноябрь

08.11

Ноябрь

12.11

Изучение
трехзначных чисел на
физических счетах
Тренировка
трехзначных чисел на
физических счетах и
воображаемых
земных - 444
Повторение
предыдущей темы 444

Ноябрь

16.11

Ноябрь

19.11

Ноябрь

23.11

Ноябрь

26.11

Ноябрь

30.12

Декабрь

03.12

Декабрь

07.12

Декабрь

10.12

Декабрь

14.12

Тренировка на
физических счетах
всех трехзначных
чисел и на
воображаемых счетах
с числом 555
Тренировка на
физических и
воображаемых счетах
трехзначных чисел
Тренировка всех
разрядов чисел на
разных скоростях
Контрольный тест на
получение первого
уровня
Изучение темы
«Братья»
однозначные «Брат
4»
Закрепление и
тренировка темы
однозначные «Брат
4»
Изучение правила
«Братья»: прибавить
и отнять 3
Закрепление и
тренировка темы
однозначные «Брат 3
на разных скоростях
Изучение темы «Брат
2», отработка

Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Практическая
работа

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольный тест

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Декабрь

17.12

Декабрь

21.12

Декабрь

24.12

Декабрь

28.12

Январь

11.01

Январь

14.01

Январь

18.01

Январь

21.01

Январь

25.01

Январь

28.01

февраль

01.02

Февраль

04.02

Закрепление и
тренировка темы
однозначные «Брат
2»
Правило «Братья»:
прибавить и отнять 1
Закрепление и
тренировка темы
однозначные «Брат
1»
Сложение и
вычитание
двузначных чисел на
счетах с
применением
правила «Братья»
Сложение и
вычитание
двузначных чисел на
счетах с
применением
правила «Братья»
Отработка
двузначных чисел на
физических и
воображаемых счетах
Сложение и
вычитание
трехзначных чисел на
счетах по теме
«Братья»
Тренировка
трехзначных чисел на
физических и
воображаемых счетах
по теме «Братья»
Тренировка всех
разрядов чисел по
теме «Братья»
Контрольный тест на
получение второго
уровня
Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 9
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
с применением
игровой
платформы

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольный тест
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы

Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Февраль

08.02

Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 8
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Февраль

11.02

Февраль

15.02

февраль

18.02

февраль

25.02

Март

01.03

Март

04.03

Март

11.03

Март

15.03

Март

18.03

Март

22.03

Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 3

Март

25.03

Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Март

29.03

Апрель

01.04

Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 2
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 7
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях
Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 6
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях
Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 5
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях
Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 4
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная
рачччччччччсччбота
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Апрель

05.04

Изучаем правило
«Друзья»: прибавить
и отнять 1

Апрель

08.04

Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Апрель

12.04

Апрель

15.04

Применяем правило
«Друзья»: для
двузначных 9, 8, 7
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях

Апрель

19.04

Апрель

22.04

Апрель

26.04

Апрель

29.04

Май

06.05

Май

13.05

Май

17.05

Май

20.05

Май

24.05

Отработка всех
разрядов чисел по
теме «Друзья»

Май

27.05

Итоговый тест по
теме «Друзья»

Применяем правило
«Друзья»: для
двузначных 6, 5, 4
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях
Применяем правило
«Друзья»: для
двузначных 3, 2, 1
Тренировка
предыдущего занятия
на разных скоростях
Тренировка и
закрепление всех
двузначных по теме
«Друзья»
Отработка примеров
+3+3+3 до 99
Правило «Переход
через 50»
Отработка примеров
+4+4+4 до 100
Правило «Переход
через 100»
Отработка
«Переходов»

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольный тест

Сентябрь

02.09

Изучение темы «Друг
+ брат 6»
однозначные
Закрепление темы
«Друг + брат 6».
Тренировка

Сентябрь

13.09

Сентябрь

16.09

Сентябрь

20.09

Сентябрь

23.09

Сентябрь

27.09

Сентябрь

30.09

Октябрь

04.10

Октябрь

04.10

Октябрь

07.10

Октябрь

11.10

Изучение темы «Друг
+ брат 7» двузначные

Октябрь

14.10

Закрепление темы
«Друг + брат 7»
наработка скоростей

Октябрь

18.10

Изучение темы «Друг
+ брат 8» двузначные

Октябрь

21.10

Закрепление темы
«Друг + брат 8»
наработка скоростей

Октябрь

25.10

Изучение темы «Друг
+ брат 9» двузначные

Изучение темы «Друг
+ брат 7»
однозначные
Закрепление темы
«Друг + брат 7».
Тренировка
скоростей
Изучение темы «Друг
+ брат 8»
однозначные
Повторение и
закрепление темы
«Друг и брат 8»
Изучение темы «Друг
+ брат 9»
однозначные
Закрепление темы
«Друг + брат 9»
наработка скоростей
Тренируем
двузначные тема
«Друг и брат 6»
Закрепление темы
«Друг + брат 6»
наработка скоростей

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

Октябрь

28.10

Закрепление темы
«Друг и брат»,
наработка скоростей
подготовка к тесту
Итоговый тест
Изучение темы
«Анзан»
однозначные - только
сложение
Тренировка
однозначных

Ноябрь
Ноябрь

01.11
08.11

Ноябрь

11.11

Ноябрь

15.11

«Анзан» двузначные
- только сложение

Ноябрь

18.11

Тренировка и
закрепление
двузначных

Ноябрь

22.11

Ноябрь

25.11

Ноябрь

29.11

Декабрь

02.12

«Анзан» трехзначные
– только сложение
счеты
Отработка
трехзначных на
счетах, тренировка на
воображаемых
«Анзан»
однозначные: только
вычитание
Закрепление и
тренировка
предыдущей темы

Декабрь

06.12

«Анзан» двузначные:
только вычитание

Декабрь

09.12

«Анзан» двузначные:
только вычитание,
закрепление темы

Декабрь

13.12

Декабрь

16.12

Декабрь

20.12

«Анзан» трехзначные
-только вычитание,
тренируем на счетах
«Анзан» трехзначные
-только вычитание,
тренируем,
закрепляем результат
Отработка
трехзначных на

Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольный тест
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение

физических и
воображаемых счетах
Нарабатываем
скорости по теме
«Анзан» только
вычитание
Тренируем «Анзан»
однозначные –
случайные числа
наработка скоростей
«Анзан» двузначные
– случайные числа,

Декабрь

23.12

Декабрь

27.12

Январь

10.01

Январь

13.01

Закрепляем
двузначные «Анзан»

Январь

17.01

Январь

20.01

Тренируем «Анзан»
трехзначные –
случайные числа
Закрепляем
трехзначные «Анзан»

Январь

24.01

Январь

27.01

Подготовка к сдаче
контрольного теста
Итоговый тест по
всем уровням

Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Контрольная работа
Наблюдение

Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с применением
игровой
платформы
Игровая
платформа

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение

Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольная работа
Наблюдение
Контрольный тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».