Образовательная программа Театральная студия Зеркало

Дополнительная общеобразовательная программа
Театральная студия «Зеркало»
Сроки реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-12 лет

Разработал:
Педагог дополнительного образования
Ткачук Елена Сергеевна

г. Улан-Удэ
2021 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание
дополнительной
общеразвивающей
программы
Театральная студия «Зеркало» соответствует:
• определенному уровню и направленностям дополнительных
образовательных программ;
• целям и задачам образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
• современным образовательным технологиям.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с:
• Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273«Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 года № 1726-р;
• Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам, протокол от 30.11.2016 №11;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 №996 -р)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей",
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41.
• «Положением о порядке, разработки, оформления и утверждения
дополнительной «общеразвивающей программы» МАОУ ДО ЦДО
«Эдельвейс»
Отличительной особенностью данной программы является частичное
применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Основные элементы системы электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
платформа Zoom, Skуре, You Tube канал, мессенджеры Viber, Whats App, Vk.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропустивших занятия по уважительной причине. Родительские
собрания и консультации проводятся в режиме онлайн с использованием
платформ Zoom
Отличительной особенностью данной программы является частичное
применение электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий. Основные элементы системы электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:
платформа Zoom, Skуре, You Tube канал, мессенджеры Viber, Whats App, Vk.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропустивших занятия по уважительной причине. Родительские
собрания и консультации проводятся в режиме онлайн с использованием
платформ Zoom
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами
театральной деятельности возможно формирование социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности,
гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к
творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников
обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный
запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности,
закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется
духовность.
Новизна программы:
является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя,
режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам.
(уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология,
вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Направленность программы театрального кружка по содержанию является
художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации
кружковой, рассчитанной на 1 год.
Цели реализации программы:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их

нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и
сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную
отзывчивость.
Задачи кружковой деятельности:
1. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
2. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.
3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание,
память, наблюдательность средствами театрального искусства.
4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации
этих возможностей.
5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям,
родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
6 Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
7. Развивать чувство ритма и координацию движения;
8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на мате
риале скороговорок и стихов;
9. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального
искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Задачи в обучении:
- формирование элемента IT - компетенции

Адресат программы:
Данная программа рассчитана на учащихся 7-12 лет. Формирование групп
осуществляется в начале учебного года по 5-6 человек согласно Устава
МАОУ ДО ЦДО "Эдельвейс" и санитарно-эпидемиологических правил, и
требований к заполняемости детских объединений. Образовательный курс
программы дополнительного образования Театральная студия "Зеркало"
рассчитан на 1 год обучения. Зачисление производится на основании
письменного заявления родителей или законных представителей. На курсы
зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Объём программы:
Полный объём программы составляет 72 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе:
Обучение по программе - очное

Программа реализуется в течение учебного года или каникулярного
интенсивна и предполагает индивидуальный или групповой режим занятий.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение,
беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов
работы); - практический; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов,
художественные впечатления).
Срок освоения программы
Форма организации
индивидуальная.

образовательной

деятельности

-

групповая

или

При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При электронном обучении с применением дистанционных технологий
продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия
проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз

Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу,
продолжительность учебного часа – 45 минут, типы занятий:
комбинированные, теоретические, практические, контрольные.
Планируемые результаты реализации программы:
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами, воспитательные
результаты оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня.
Приобретение знаний об общественных нормах поведения в различных
местах (театре).
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к
ценностям общества.
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к
преодолению трудностей.
- Обучающиеся будут иметь сформированные элементы IТкомпетенций.
Отслеживание результативности освоения программы:
Освоение обучающимися программы проверяется педагогом в процессе
наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на

занятиях, анализа самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми
каждой темы программы разработаны проверочные работы.
Документальной формой подтверждения итогов реализации отдельного
курса программы является документ об образовании «Сертификат» или
документ об обучении «Сертификат» установленного образца ЦДО ДО
«Эдельвейс».
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020
№ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
6. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию и
результативности
дополнительных
общеразвивающих
программ,
реализующихся в государственных образовательных организациях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы. — М.:
ГБПУ «Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5 с.
7. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
8. искусства
«Школьный
театр».http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
9. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
10. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ.
Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией
Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
11. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
12. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых
приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
13. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
14. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

15. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение
школьников I-XI классов. М., 1990.
16. Как
развивать
речь
с
помощью
скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-спомощью-скороговорок.php
17. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
18. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

Срок

Календарно-тематический план занятий
по Театральной студии "Зеркало" на 2021-2022 год
Темы
Форма проведения
Знакомство с детьми. «Правила поведения в
детском объединении.

Беседа
Рассказ. Показ

Вводное занятие Знакомство c понятием "Театр"

Сентябрь

Организация НЛО и детского литературного
творчества
Жанр ,стиль, характер литературного
произведения

Декабрь

Сочинение сказки
Игры в рифмы и основы стихосложения
Организация
художественно-речевой
и
театрализованной деятельности
Техника и интонационная выразительность
речи
Основы сценической пластики, сценического
движения и сценического танца
Развитие способностей в жанре чтецкого
исполнения
Исполнение диалоговых текстов

Январь

Работа
над
концертной
программой
Проработка сценической речи

Февраль

Проработка мимики и выражения эмоций

Март
Апрель

Основы театрального исскуства
Развитие навыков в театральном искусстве

Май

Работа по постановке спекталя

Октябрь
Ноябрь

сценической

Объяснение
Показ, демонстрация
Объяснение
демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Тест по критериям
Объяснение
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Объяснение
Показ, демонстрация
Демонстрации
Тест
Объяснение
Показ, демонстрация
Показ, демонстрация
Показ, демонстрации

Форма занятий может корректироваться, занятия могут быть
дистанционными, если обучающиеся или процесс очного (личного) обучения
невозможен по той или иной причине.
Учебный график на 2020-2021 год
п/п

Месяц

Число

1.

Сентябрь

3.09

2.

Сентябрь

6.09

3.

Сентябрь

8.09

4.

Сентябрь

10.09

5.

Сентябрь

13.09

6.

Сентябрь

15.09

7.

Сентябрь

17.09

8.

Сентябрь

20.09

9.

Сентябрь

17.09

10.

Сентябрь

20.09

11.

Сентябрь

22.09

12.

Сентябрь

24.09

13.

Сентябрь

27.09

14.

Сентябрь

29.09

15.

Октябрь

1.10

Тема занятия

Форма
занятия
Беседа

Водное занятие
Знакомство
Знакомство с понятие
Объяснение
"Театр"
Демонстрация
Знакомство с понятием Объяснение
"Жанр"
Демонстрация
Знакомство с понятием Объяснение
"Стиль"
Показ
Сочиняем сказку
Объяснение
вместе
Показ.
Разбор написанного
Демонстрация
Инсценировка
Объяснение
Сказки
Показ
Демонстрация
Сочиняем загадки
Объяснение
Разбор написанного
Показ
Демонстрация
Игры в рифмы и
Показ
основы стихосложения Демонстрация
Психологические
тренинги на сплочение
коллектива
Техника и
интонационная
выразительность речи

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Игры на
Объяснение
выразительность речи
Показ
Демонстрация
Игры мимикой.
Демонстрация
Беседа на данную тему Тренировка с
игровыми
элементами
Инсценировка сказки
Объяснение
"У лукоморья дуб
Показ
зеленый"
Демонстрация
Полный разбор сказки Демонстрация
"У лукоморья дуб
зеленый"
Основы сценической
Объяснение
пластики.
Показ
Беседа на данную тему Демонстрация

Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Анализ
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Контрольная
работа
Наблюдение
Контрольная
работа
Наблюдение
Контрольная
работа
Наблюдение
Контрольная
работа
Наблюдение
Контрольная
работа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

16.

Октябрь

6.10

17.

Октябрь

11.10

18.

Октябрь

15.10

19.

Октябрь

20.10

20.

Октябрь

25.10

21.

Октябрь

27.10

22.

Ноябрь

3.11

23.

Ноябрь

8.11

24.

Ноябрь

10.11

25.

Ноябрь

15.11

26.

Ноябрь

17.11

27.

Ноябрь

22.11

Показ сценического
танца по мотивам
"Конек горбунок"
Игры в рифмы

Основы сценической
пластики.
Сценического
движения и
сценического танца
Тренинг чтения
различных по жанру
литературных
произведении
Тренинг сценического
исполнения
диалоговых текстов

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
с
применением
игровой
платформы
Объяснение
Показ
Демонстрация

Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация

Наблюдение

Демонстрация
с
применением
игровой
платформы
Практическая
работа

Наблюдение

Отработка умения
взаимодействовать с
партнером в ходе
диалога
Коллективное
Объяснение
выполнение комплекса
Показ
упражнении
Демонстрация
направленных на
развитие сценической
пластики
Беседа на тему
Объяснение
"Сцена"
Показ
Демонстрация
Игра эмоционально - Демонстрация
сенсорная
с
применением
игровой
платформы
Формирование у детей Демонстрация
театрального
Тренировка с
характера мышления
игровыми
элементами
Беседа на тему
Объяснение
"Исполнительное
Показ
искусство актера"
Демонстрация
Комплексные
Демонстрация
упражнения на
Тренировка с
овладение элементами
игровыми
системы
элементами

Наблюдение

Наблюдение

Контрольный
тест
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

28.

29.

Ноябрь
Ноябрь

24.11

26.11

30.

Декабрь

1.12

31.

Декабрь

6.12

32.

33.

34.

35.

Декабрь

Декабрь

Декабрь
Декабрь

10.12

15.12

17.12

22.12

36.

Декабрь

27.12

37.

Январь

14.01

38.

Январь

17.01

39.

Январь

21.01

40.

Январь

24.01

К.С.Станиславского
Работа над
музыкальным детским
представлением
Развитие речевого
аппарата.
Умение управлять
артикуляцией, четкой
дикции
Театральная игра "Я и
мир"
Актерское мастерство.
Работа актера над
собой.
Тренинг
Сценическая речь.
Дыхание
Актерское мастерство.
Приемы концентраций
внимания, дыхания
Театральная игра "Я и
мир предметов"
Мускульная свобода.
Снятие мышечных
зажимов
Звуки
артикуляционная
гимнастика
Различные виды
одиночного
балансирования
Театральная игра
"Язык жестов и
имоций"

Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами

Наблюдение
Наблюдение

Контрольный
тест
Демонстрация
с
применением
игровой
платформы
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Проработка мимики
Демонстрация
с
применением
игровой
платформы
Упражнения на
Демонстрация
развитие воображения, Тренировка с
ощущения места
игровыми
действия, времени
элементами
Язык жестов

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

41.

Январь

28.01

42.

Февраль

2.02

43.

Февраль

4.02

44.

Февраль

7.02

45.

Февраль

14.02

46.

Февраль

16.02

47.

Февраль

18.02

48.

Февраль

18.02

49.

21.02
Февраль

50.

51.

52.

53.

Февраль

Февраль

Март

Март

25.02

28.02

9.03

16.03

Упражнение на
Объяснение
дыхание,
Показ
артикуляцию,
Демонстрация
Голос.
Основы театральной
Объяснение
культуры: Из истории
театра.
"Поэтическая
Объяснение
мастерская"
Стихи собственного
сочинения
Игры в рифмы и
Объяснение
основы стихосложения
Актерское мастерство.
Объяснение
Приемы концентраций
Показ
внимания, дыхания
Отработка дикции
Объяснение
,выразительности,
Показ.
интонаций
Демонстрация
Выполнение
Объяснение
комплекса упражнении
Показ
направленных на
Демонстрация
развитие речевой
выразительности
Игры в рифмы и
Объяснение
основы стихосложения
Показ
Демонстрация
Актерское мастерство.
Показ
Работа актера над
Демонстрация
собой.
Тренинг
Упражнения на
Демонстрация
развитие воображения, Тренировка с
ощущения места
игровыми
действия, времени
элементами
Язык жестов
Театральная игра "Я и Демонстрация
мир"
Тренировка с
игровыми
элементами
Интонация:
Демонстрация
повышение и
Тренировка с
понижение голоса
игровыми
словесное и
элементами
логические ударение
связь между смыслом
предложения и
логическим ударением
Этюд "Я в
Объяснение
предлагаемых
Демонстрация
обстоятельствах"

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Контрольный
тест
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

54.

Март

18.03

55.

Март

25.03

56.

Март

28.03

57.

Апрель

4.04

58.

Апрель

11.04

59.

Апрель

15.04

60.

Апрель

18.04

61.

Апрель

22.04

62.

Апрель

27.04

63.

Апрель

29.04

64.

Май

9.05

65.

66.

67.

68.

69.

Май
Май
Май

Май

Май

11.05

13.05

16.05

18.05

20.05

Различные виды
одиночного
балансирования
Театральная игра
"Язык жестов и
эмоций"
Актерское мастерство.
Приемы концентраций
внимания, дыхания
Формирование у детей
театрального
характера мышления
Проработка мимики
Формирование у детей
театрального
характера мышления
Актерское мастерство.
Работа актера над
собой.
Тренинг
Психологические
тренинги

Объяснение
Демонстрация

Наблюдение

Объяснение
Показ.
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация

Наблюдение

Объяснение
Показ
Демонстрация
Объяснение
Показ
Демонстрация
Демонстрация

Наблюдение

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Игры в рифмы и
Демонстрация
основы стихосложения Тренировка с
игровыми
элементами
Подготовка к
Объяснение
созданию сценки
Демонстрация
Репетиция.
Объяснение
Проигрывание всех
Показ.
персонажей
Демонстрация
Репетиция.
Объяснение
Проработка диалогов
Показ
Демонстрация
Репетиция.
Показ
Выбор и подготовка
Демонстрация
костюмов
Обсуждение
Объяснение
декорации,
Показ
музыкального
Демонстрация
сопровождения
Репетиция отдельных Демонстрация
эпизодов.
Тренировка с
Изготовление
игровыми
декорации
элементами
Подбор музыкального
Объяснение
сопровождения к
Показ
сценарию
Демонстрация

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

70.

Май

23.05

71.

Май

25.05

72.

Май

27.05

Прогонная репетиция.
Выявление тех мест,
которые требуют
доработки
Генеральная
репетиция в костюмах
с декорациями, с
музыкальным
сопровождением
Премьера спектакля

Демонстрация
Тренировка с
игровыми
элементами
Объяснение
Показ
Демонстрация

Наблюдение

Демонстрация

Наблюдение

Наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».